Татьяна Скворцова
Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
«СОШ № 40 им. В. Токарева» корпус 2
Старший воспитатель : Санькова М. В.
Педагог дополнительного образования: Скворцова Т. А.
«Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики»
Публикация «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период в формировании нравственной культуры. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования дают возможность дошкольникам почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Эту задачу можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Термин «Музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно- воспитательная.
«Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально- пространственный язык экспозиции».
Именно музейная педагогика представляет, на наш взгляд, собой конструктивную альтернативу традиционной организации нравственно-патриотического образовательного процесса в детском саду.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство в ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка, повышению образованности, воспитанности, приобщению к нравственным ценностям. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей: обсуждение тематики и экспонатов. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок был не пассивным созерцателем, а соавтором, творцом экспозиции.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы:
Системность, последовательность, преемственность, интегративность, проблемное обучение, которые связаны между собой.
Кроме того, хочется обратить внимание на следующие принципы:
-Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
-Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
-Коммуникативно-информационный принцип : дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
Музеи нравственно – патриотической направленности обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как они сохраняют и экспонируют подлинные исторические предметы и сведения.
В нашем учреждении функционируют разнообразные мини-музеи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников :
Мини-музей «Русской избы», где собраны предметы быта и культуры русского народа.
Мини-музей «Алтайской национальной культуры», представляет собой выставку экспонатов национальных костюмов и атрибутики к проведению алтайских игр.
Мини-музей «Моя малая Родина», в основе представлены фотоколлажи, проекты, рисунки, макеты, знакомящие детей с особенностями своей Родины.
Мини-музей «Народная кукла» - представляет разные виды народных кукол, выполненных мастерами в соответствии с традициями и обычаями русского быта.
Мини-музей «Русской Матрешки» представлен в виде большого разнообразия матрешек, отличающихся между собой по форме и росписям, выполненных как мастерами - умельцами, так и детьми совместно со взрослыми, в зависимости от места происхождения матрешки.
Мини-музей «Чудо росписи» - оформлен по мотивам разных декоративных росписей: дымка, хохлома, городец, гжель.
Мини – музей «Защитники Отечества». Это уголок славы героев ВОВ, макеты военной техники, проекты «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», письма с фронта и др.
Мини – музей «Большие права маленьким гражданам» - оформлен на основе макетных игр, с которыми можно играть и рассматривать, изучая свои права.
Особо хотелось бы отметить одно из музейных направлений – краеведение, как социально значимое, обеспечивающее воспитание детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона.
Создание мини – музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
2. Этап реализации
3. Обобщающий этап
Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.
1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея,
2. Разработать модель или схему будущего музея, привлекая детей.
3. Выбрать место.
4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т. д.
5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т. д.
6. Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.
Кроме того, на данном этапе важна организация бесед о музеях : «Зачем они нужны?», «Что в них хранится?», тем самым мы вызываем интерес к музею и желание его создать своими руками.
Следующий этап - этап реализации.
1. Непосредственное создание экспозиции. Мы воссоздаём основные детали и обстановку.
2. Организация работы с детьми в музее. Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть:
–Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.
– Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
На этом этапе можно изменять и дополнять экспозицию мини-музея.
Обобщающий этап посвящен анализу работы мини-музея.
Анализ работы мини-музея позволит сделать выводы, определить представления воспитанников, проследить за восприятием детей в процессе деятельности.
В заключении хотелось бы отметить, что созданные нами мини – музеи позволяют :
-обогащать развивающую предметно – пространственную среду новыми формами;
- выстраивать воспитательно – образовательный процесс на основе интерактивного обучения детей;
- формировать знания детей об их правах и обязанностях;
-прививать такие важные нравственные качества, как отзывчивость, ответственность, доброта, милосердие, гордость за свою Родину, ее героев;
- расширять кругозор детей, проектно – исследовательские умения.
Список используемой литературы
1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004. 10. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.