МААМ-картинки

Статья «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста»

Наталья Макушкина
Статья «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Поэтому я решила работать над проблемой воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Публикация «Статья „Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Работая по этому направлению, я ставлю перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- формировать духовно-нравственные отношения;

- формировать любовь к культурному наследию своего народа;

- воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям;

- развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Занятия с детьми.

• Игровая деятельность.

• Наблюдения.

• Беседы о родном городе.

• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда – уроженцам Мордовии.

• Ознакомление с произведениями народного творчества мордовских художников, скульпторов, писателей.

Обогащение и стимулирование детского творчества.

Данные методы и приемы патриотического воспитания использую с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, я предполагала получить следующие результаты:

-освоение детьми доступных знаний о культуре и традициях родного города;

-умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

-активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

-проявление детьми интереса к малой родине, к людям разных национальностей населяющих её, к культуре, быту мордовского народа.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о городе Саранске, о республике, о растительном и животном мире родного края. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. При создании предметно-развивающей среды мы обращали внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.

На протяжении многих лет в нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции музей национального быта и культуры. Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.

Неотъемлемой частью воспитания детей и становления каждой маленькой личности является кружковая работа в детском саду. Я являюсь руководителем кружка «Варманя», где знакомлю детей с мокшанским языком. С детьми я не только изучаю язык, но и знакомлю с культурой и традициями мордвы, играем в национальные игры… Дети с большим интересом посещают кружок, делятся знаниями с родителями, друзьями.

Пробуждение у детей любви к родному краю наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы:

*На занятиях дети получают знания о своём крае. («Достопримечательности города Саранска», «Улицы родного города», «Музеи нашего города»

*Окружающий мир обогащает и стимулирует детское творчество. (Дети с увлечением рисуют праздники, родную природу, свой город; выполняют аппликации «Укрась свой город», «Домики для птиц»)

* Представленная мною задача решается при сочетании наблюдений непосредственного окружения с чтением художественных произведений мордовских поэтов и писателей о родном крае (Л. Норкин, П. Черняев, Ф. Атянин., слушанием классической музыки (П. И. Чайковский, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам.

*Основной вид деятельности дошкольников – игра и она, так же как и занятия, способствует достижению цели ( сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Защитники Отечества», «Библиотека», «Детский сад»; строительные игры: «Мы – строители», «Город будущего»; дидактические игры: «Собери картинку», «Какие улицы ты знаешь?»).

*Наиболее интересны и результативны такие формы работы как прогулки, экскурсии, наблюдения, побуждение детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной).

*Непрерывность воспитания обеспечивает тесное и плодотворное сотрудничество детского сада и семьи, которые взаимодополняют друг друга.

Благодаря месторасположению нашего детского сада, мы с детьми имеем возможность совершать прогулки по центральной части нашего города. Мы стараемся в разные времена года посетить парк имени А. С. Пушкина, тем самым детям предлагается отметить изменения произошедшие в природе. Так же посещаем музей национальной культуры, побывали на различных выставках, организованных работниками музея. Не один раз были в Мордовском государственном национальном театре, где дети с удовольствием смотрели представления. Наш детский сад тесно сотрудничает с библиотекой, где детей знакомят с традициями, с выдающимися людьми нашей республики. Каждый год перед 9 мая вместе с детьми ходим на Советскую площадь к вечному огню и возлагаем цветы. Проводя работу в тесном контакте с социумом, я увидела, что дети стали более организованными, эмоциональными, стремящимися узнавать что-то новое и интересное.

Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, более продуктивно проходит учебно-воспитательная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Родители с удовольствием посещают занятия, праздники, семейные досуги («Лучший рецепт моей бабушки», «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья» и другие мероприятия. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

В целях обеспечения творческого развития детей, в группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. После прогулок, наблюдений мы с ребятами всё обсуждаем и стараемся выразить свои впечатления в своих работах. Результатом изобразительной или продуктивной деятельности является создание ребёнком определё нного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Работа, построенная таким образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Я стремлюсь к тому, чтобы в результате работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников позволила на данном этапе решить следующие задачи: сформировать у воспитанников устойчивый интерес к новой информации о том, что их окружает, о семье, о родном городе, стране, о людях оставивших свой след в истории родного края. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства. Имеют представление о семейных традициях и ценностях, об обществе его культурных ценностях, государстве в целом, о родном крае и его достопримечательностях, о преемственности поколений в том числе – защитников Отечества.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственно-патриотических чувств.

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста всегда было актуальной темой. В рамках месячника, посвященного.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Педсовет «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Составитель: Ст. воспитатель Семенова А. А. ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА №3 «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств.

Опыт работы по краеведению. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Базовая модель обобщенного опыта на тему: "Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста" Как у маленького.

Проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на примере изучения судеб детей в ВОВ» В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Ведь позиция.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования .

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Малой Родиной Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Малой Родиной Необходимость организации.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего возраста в процессе проектной деятельности: «Почему мы полюбили Самару?» Доклад на тему: «Почему мы полюбили Самару?» Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 августа 2015 в 20:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Макушкина (УИ 236810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД