Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы»

Татьяна
Опыт работы «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Обогащение и глубокое осмысление теоретических знаний по данной теме. Закрепление умений использовать полученные знания на практике. Развивать творчество, инициативу воспитателей, желание использовать полученные знания в практической работе.

Актуальность темы.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, рече-вой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Раз-говорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют роди-телям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Публикация «Опыт работы „Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы“» размещена в разделах

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Опорные схемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы в будущем основано на пересказе.

Опыт работы.

На основе методической литературы (Ушакова О. С. и Громова О. Е.) нами был разработан план работы по развитию речи с целью обучения детей связному пересказу с опорой на графические схемы. Запланированная работа основывается на тематических неделях в детском саду.

Задачи работы по обучению детей связному пересказу :

- Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

- Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

- Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

- Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения.

Прежде чем перейти непосредственно к самому пересказу, мы проводим предварительную работу по теме : загадывание загадок, рассматривание иллюстрация, чтение литературных произведений.

При формировании навыков пересказа важно сначала научить детей строить правильно предложения, а затем и связный рассказ.

Поэтому, прежде чем переходить к мнемотаблицам по составлению рассказа, обучаем детей построению предложений также с опорой на схемы и мнемодорожки. Большое значение уделяем правильности подбора предлогов, верной последовательности слов в предложении.

Мнемодорожки и мнемотаблицы можно использовать не только в рамках ООД по речевому развитию, но и в рамках ООД по формированию целостной картины мира или экологическому воспитанию.

В сентябре у нас было проведено занятие по пересказу уже знакомой детям сказки «Репка» по опорным сюжетным картинкам. В начале учебного года были использованы сюжетные картинки.

В конце года планируем повторить пересказ сказки «Репка» по схематической таблице.

В октябре использовали мнемотаблицы в занятии про диких животных.

В нашем варианте это были зашифрованные таблицы для угадывания животных, но их также можно использовать для составления небольших рассказов об обитателях леса.

В ноябре мы провели ООД по речевому развитию, приуроченное к Дню матери. Дети учились составлять краткий рассказ о своей маме с опорой на мнемотаблицу.

Согласно схеме дети должны называть имя мамы, описать ее внешность (цвет волос, глаз, наряд, назвать профессию и сказать ласковые слова для мамы.

Далее приведу примеры различных мнемотаблиц, которые можно использовать для описания времен года, их признаков, составлять рассказы о природе и деятельности людей (например, зимние забавы, русские традиции).

По одной теме можно использовать разные мнемотаблицы и графические схемы в зависимости от возрастной группы (пример, сказка «Колобок»).

Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.

Для разнообразия и усложнения заданий, можно давать детям самостоятельно выстраивать картинки в нужной последовательности согласно сюжету. Или применять дидактическую игру «Назови сказку по схеме» (применимо с уже знакомыми для детей произведениями).

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

Заключение.

Цель всей работы по обучению пересказу сводится к тому, чтобы подготовить детей к школе и большим объемам использования устной речи, пересказам. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. Дети учатся строить композицию пересказа (начало, середина, конец). Важно, чтобыдети учились включать в повествование элементы описания, диалоги персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Параллельно строится интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (вопросительные, восклицательные, повествовательные).

Поскольку дети в большинстве своем пользуются зрительной памятью, использование мнемотаблиц и схем при обучении связному рассказу, способствует тренировке памяти детей, формирует умение правильно выражать мысли, структурно оформлять текст, строить предложения, обогащает речь дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы»
Опубликовано: 9 января 2023 в 21:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД