Татьяна
Опыт работы «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обогащение и глубокое осмысление теоретических знаний по данной теме. Закрепление умений использовать полученные знания на практике. Развивать творчество, инициативу воспитателей, желание использовать полученные знания в практической работе.
Актуальность темы.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, рече-вой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Раз-говорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют роди-телям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Публикация «Опыт работы „Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Опорные схемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы в будущем основано на пересказе.
На основе методической литературы (Ушакова О. С. и Громова О. Е.) нами был разработан план работы по развитию речи с целью обучения детей связному пересказу с опорой на графические схемы. Запланированная работа основывается на тематических неделях в детском саду.
Задачи работы по обучению детей связному пересказу :
- Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;
- Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;
- Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;
- Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения.
Прежде чем перейти непосредственно к самому пересказу, мы проводим предварительную работу по теме : загадывание загадок, рассматривание иллюстрация, чтение литературных произведений.
При формировании навыков пересказа важно сначала научить детей строить правильно предложения, а затем и связный рассказ.
Поэтому, прежде чем переходить к мнемотаблицам по составлению рассказа, обучаем детей построению предложений также с опорой на схемы и мнемодорожки. Большое значение уделяем правильности подбора предлогов, верной последовательности слов в предложении.
Мнемодорожки и мнемотаблицы можно использовать не только в рамках ООД по речевому развитию, но и в рамках ООД по формированию целостной картины мира или экологическому воспитанию.
В сентябре у нас было проведено занятие по пересказу уже знакомой детям сказки «Репка» по опорным сюжетным картинкам. В начале учебного года были использованы сюжетные картинки.
В конце года планируем повторить пересказ сказки «Репка» по схематической таблице.
В октябре использовали мнемотаблицы в занятии про диких животных.
В нашем варианте это были зашифрованные таблицы для угадывания животных, но их также можно использовать для составления небольших рассказов об обитателях леса.
В ноябре мы провели ООД по речевому развитию, приуроченное к Дню матери. Дети учились составлять краткий рассказ о своей маме с опорой на мнемотаблицу.
Согласно схеме дети должны называть имя мамы, описать ее внешность (цвет волос, глаз, наряд, назвать профессию и сказать ласковые слова для мамы.
Далее приведу примеры различных мнемотаблиц, которые можно использовать для описания времен года, их признаков, составлять рассказы о природе и деятельности людей (например, зимние забавы, русские традиции).
По одной теме можно использовать разные мнемотаблицы и графические схемы в зависимости от возрастной группы (пример, сказка «Колобок»).
Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.
Для разнообразия и усложнения заданий, можно давать детям самостоятельно выстраивать картинки в нужной последовательности согласно сюжету. Или применять дидактическую игру «Назови сказку по схеме» (применимо с уже знакомыми для детей произведениями).
Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.
На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.
Заключение.
Цель всей работы по обучению пересказу сводится к тому, чтобы подготовить детей к школе и большим объемам использования устной речи, пересказам. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. Дети учатся строить композицию пересказа (начало, середина, конец). Важно, чтобыдети учились включать в повествование элементы описания, диалоги персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Параллельно строится интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (вопросительные, восклицательные, повествовательные).
Поскольку дети в большинстве своем пользуются зрительной памятью, использование мнемотаблиц и схем при обучении связному рассказу, способствует тренировке памяти детей, формирует умение правильно выражать мысли, структурно оформлять текст, строить предложения, обогащает речь дошкольников.