Анастасия Комарова
Формирование навыков школьного поведения у обучающихся первого года обучения с РАС, имеющих выраженные ИН
▼ Скачать +Заказ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с РАС и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечения доступности развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Формирование навыков школьного поведения у обучающихся первого года обучения с РАС, имеющих выраженные ИН» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Хочу обратить ваше внимание на то, что все дети, посещающие наше учебное заведение, имеют интеллектуальные нарушения. Педагоги, рассматривая вопросы воспитания и обучения детей указанной категории, учитывают общий фон витальных и образовательных потребностей каждого конкретного ребенка, общие и специфические особенности развития.
Контингент: дети школьного возраста (от 7 до 13 лет, с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития).
Из 76 детей школьного отделения 37 детей с РАС.
68 имеют инвалидность.
Программы обучения :
АООП вариант 8.4
АООП вариант 2
АООП вариант 8.3
АООП вариант 6.4
Разное сочетание психического недоразвития и дефицитарности центральной нервной системы обуславливает замедление темпа усвоения социального и культурного опыта, в результате происходит темповая задержка, нивелирование индивидуальных различий, базирующихся на первичном (биологическом) нарушении, и усиление внимания к социальным факторам в развитии детей. Это требует создания специальных условий, поиска обходных путей, методов и приемов, которые, учитывая уровень актуального развития ребенка, тем не менее, будут ориентированы на зону его ближайшего развития с самого раннего детства.
При организации коррекционно-педагогической работы, педагоги нашего образовательного учреждения учитывают, с одной стороны, степень выраженности умственной отсталости и особенности детей с РАС, а с другой – общие закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций у ребенка.
Важными навыками, формируемыми у детей первого года обучения с РАС и умственной отсталостью, являются – учебные навыки.
Следуя принципам организации пространственной среды у детей с РАС, наши классы имеют деления на функциональные зоны (обучения, отдыха/уединения, индивидуальной работы, свободной игровой деятельности, оборудованные в соответствии с рекомендациями для этой категории детей.
Всё это позволяет формировать у детей такие навыки как :
Умение подчинять свои действия общим правилам, ориентироваться на заданную систему требований
Умение выслушать и выполнить инструкцию, принять учебную задачу
Умение действовать по образцу
Умение принимать помощь
Умение доводить начатое дело до конца
Умение высиживать на занятиях необходимое время
Умение снять напряжение социально приемлемым способом.
Данным образом организовано пространство на всей территории МБОУ НШДС ОВЗ в дошкольном и школьном отделении. Это позволяет детям, при переходе в школьное отделение максимально быстро адаптироваться в условиях класса и новой группы. Назначение функциональных зон и визуальные подсказки уже усвоены большинством детей и понятны им.
Дети, пришедшие в школьное отделение МБОУ НШДС ОВЗ из других образовательных организаций, или те, кто не был организован, значительно отличаются от тех детей, которые поступают в школу из дошкольного отделения нашей ОО.
При поступлении детей в школьное отделение, необходима работа педагогов с нежелательным поведением. Специалисты и учителя используют метод подкрепления, проактивные и реактивные методы. С поведением работают до того, как оно началось! Коррекционная работа построена на традиционном подходе (ABA, TEACCH, DIR и др). Прикладной анализ поведения позволяет специалистам организовать эффективную работу в классе и сформировать учебную модель поведения.
Важным элементом образовательной структуры учреждения является система дополнительного образования.
В учреждении работают:
«Бабушкин сундучок» - тестопластика;
«Учение без мучения» - подготовка к школе;
«Радость» - фольклорное направление;
«Музыкальная шкатулка» - музыкальное направление;
«Логоритмика» - логопедия и музыка;
«Добрый мир» - православная культура;
«Сенсомоторика» - развитие сенсомоторных навыков;
«Радуга» - художественное направление.
Руководителями всех кружков являются педагоги и специалисты МБОУ НШДС ОВЗ. Занимаясь с детьми дополнительно, вне основной программы, педагоги формируют у детей дополнительные компетенции в различных видах деятельности, что позволяет детям быстрее адаптироваться к обучению в школе.