Лариса Панкратова
Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписания
▼ Скачать + Заказать документы
Достижение главной цели комплексного сопровождения детей с РАС (способность к самостоятельной и независимой жизни) невозможно, если ребё нок не будет уметь себя обслуживать: одеваться и раздеваться, чистить зубы, есть, умываться, пользоваться туалетом и совершать другие гигиенические процедуры, выполнять простейшие бытовые навыки.
Публикация «Формирование навыков самостоятельности ребенка с РАС через расписания» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Обычно такого рода обучение происходит в семье, но в случае аутизма родители и другие близкие, несмотря на значительные усилия, очень часто затрудняются без помощи специалистов. Учитывая комплексность навыков самообслуживания и бытовых навыков, нарушенными оказываются, не они сами, а лежащие в их основе более простые и одновременно более глубокие нарушения.
При отработке навыков самообслуживания и бытовых навыков применяется та же стратегия, что и при отработке навыков самостоятельности.
С формированием навыков самообслуживания, бытовых навыков, навыков самостоятельности тесно связано упорядочивание режима дня и составление расписания.
Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
В качестве символов для обозначения определенных событий могут быть использованы:
- различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка – прогулку, глубокая тарелка – обед и т. д.);
- фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности; изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом);
- рисунки, пиктограммы;
- карточки с надписями (письменная речь).
Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание. В случае индивидуализированного распорядка дня, расписание представляет собой альбом или папку с фотографиями, разложенными в определенной последовательности. Ежедневная работа с ребенком в условиях ДОУ начинается с его знакомства с расписанием, отражающим режим дня. Педагог и ребенок просматривают вместе все события дня. После каждого события они возвращаются к расписанию и убирают карточку с изображением прошедшего события, и взрослый показывает, что будет дальше.
Начало работы по расписанию осуществляется на индивидуальных занятиях.
Карточки могут быть последовательно вывешены на доске при помощи магнитов или рядом с доской на панно с липучками. Предметы, изображенные на фотографиях, должны быть тесно связаны с определенным видом деятельности. Это помогает ребенку быстрее почувствовать взаимосвязь между изображениями и тем, что он будет делать. Каждая фотография должна символизировать только один вид деятельности. Недопустимо использование одной карточки для обозначения различных видов деятельности. Это может привести ребенка в замешательство и вызвать негативные поведенческие реакции.
Для успешной организации в условиях ДОУ режима дня и составления расписания занятий с детьми, имеющими РАС, необходима предварительная работа в домашних условиях. Нужно, чтобы ребенок понял принцип работы по расписанию, осознал связь между расписанием режима дня и повседневной жизнью. Работа по организации режима дня, использование расписания помогает ребенку осознать закономерности повседневной социальной жизни, увидеть взаимосвязь между различными событиями и их последовательность. Постепенно ребенок начинает понимать, что сначала нужно одеться, а только потом идти гулять и т. д. В результате, понимание последовательности происходящего позволяет ребенку лучше ориентироваться в повседневных событиях, более самостоятельно выполнять социальные действия в соответствии с режимом дня и расписанием занятий. Используя расписание при работе с детьми, имеющими РАС, педагоги соблюдают следующие правила:
в расписание включаются доступные детям задания. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения;
увеличение количества заданий в расписании и их усложнение осуществляется постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка;
в расписание всегда включаются интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности помещается в конец расписания в качестве подкрепления / вознаграждения;
при выполнении заданий соблюдается последовательность, указанная в расписании. Искажение последовательности – недопустимо;
после выполнения каждого задания педагог хвалит и поощряет ребенка. Это стимулирует его к дальнейшей работе;
обязательно выполняются все задания в расписании.
Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.
При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием.
После выполнения каждого очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему. Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы ребенок понял, что он должен выполнить два вида деятельности последовательно.
Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса. Важно, чтобы последнее занятие было ребенку интересно. Тогда у него будет мотивация для продолжения работы по расписанию. Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий увеличивается, а задания усложняются.
Составление и использование расписания на групповых занятиях осуществляется аналогично.
Например, в начале обучения алгоритм для мытья рук может состоять из шести шагов: открыть кран – намочить руки – намылить руки – смыть мыло – выключить кран – вытереть руки полотенцем (Приложение №2).
Затем, если очевидно, что ребенок уже без визуальных подсказок понимает, что сначала нужно открыть кран, а в конце процесса закрыть его, можно сократить алгоритм до четырех шагов: намочить руки – намылить руки – смыть мыло – вытереть руки полотенцем. Если ребенок самостоятельно выполняет эти действия, можно попробовать оставить две картинки: вымыть руки – вытереть руки полотенцем. В итоге - ребенок либо научится полностью выполнять все шаги и перестанет нуждаться в визуальном алгоритме, либо ему нужна будет одна карточка, которая будет служить сигналом к запуску всего процесса.
Обычно в процессе обучения ребенка следованию визуальной последовательности вербальные подсказки не используются, поскольку задача взрослого – помочь сформировать самостоятельный навык, и вербальные подсказки мешают этому процессу, так как ребенок, привыкнув к ним, будет их ждать – даже несмотря на то, что перед ним есть визуальная опора.
Максимально эффективный способ – молча обращать ребенка к алгоритму и оказывать физическую поддержку сзади в тех шагах, где ему необходима помощь.
Умение самостоятельно играть или заниматься – важный навык как для ребенка с РАС, так и для взрослых, которые его окружают.
Часто дети с РАС, предоставленные сами себе и не обладающие навыками планирования, проводят время нефункционально (стереотипная игра, самостимуляции, нежелательное поведение). Чтобы помочь ребенку организовать свое свободное время, педагоги составляют специальное расписание игр, заданий или активностей. При необходимости составляется расписание, в соответствии с которым ребенок сможет делать физические упражнения, пользоваться различными видами оборудования на детской площадке, при этом в расписание включаются такие виды деятельности, которые ребенок уже умеет выполнять самостоятельно, – в этом случае остается только обучить его самому принципу работы с этим расписанием. И важно подумать о поощрении в конце такого расписания – за то, что ребенок самостоятельно и конструктивно провел время.
Включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями.
Для того, чтобы домашние условия для ребенка с расстройством аутистического спектра стали полноценной развивающей средой, педагоги обучают родителей методам и приемам коррекционной поддержки своего ребенка.
Чтобы родители научились привлекать внимание ребенка, им нужно попытаться следовать в направлении его внимания. Педагоги объясняют родителям, почему их ребенку важно уметь обращать внимание на людей, и почему отсутствие этого социального навыка представляет собой проблему.
Для того, чтобы научить родителей привлекать и удерживать внимание ребенка, педагоги:
1. Создают ситуации для обучения, в которых ребенок обратит внимание на взрослого и будет с ним взаимодействовать; подбирают материалы и способы, которые соответствуют интересам и предпочтениям ребенка : игрушки, щекотание, мультфильмы, подвижные игры и т. д.
2. Объясняют родителям важность привлекательных для ребенка материалов и игры.
3. Напоминают родителям, что нужно занять такое положение, чтобы ребенок смог их заметить и обратить внимание (определить расстояние, с которого ребенку комфортно смотреть).
4. Помогают родителям правильно реагировать на поведение ребенка во время занятий : если ребенок отворачивает голову и смотрит в сторону, отойти и понаблюдать, как он отреагирует. Сделать паузу и возобновить общение с найденного расстояния. Или же привлечь внимание ребенка звуковой книжкой, игрушкой, вертушкой на палочке, пружинкой и т. п.
Непосредственное обучение родителей методам работы проходит и в процессе занятий с детьми.
Постепенное включение родителей в процесс приводит к тому, что они начинают самостоятельно использовать методы и овладевать необходимыми навыками.