Елена Родина
Формирование навыков классификации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение операции классификации происходит в дошкольном возрасте на основе перехода от оперирования внешними признаками объектов к раскрытию более существенных для предметов признаков.
Классификация- это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Классификационные отношения- это отношения объектов по уровню обобщенности, или их родовидовые отношения.
Публикация «Формирование навыков классификации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основная цель обучения детей классификации объектов окружающего мира- сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.
Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возрасте уровне.
Формирование классификационных навыков на основе пространственного ориентирования
Подрастающему ребенку необходимо умение ориентироваться в пространстве.
Предлагаются виды игр «Да- Нет»- это игра решает задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить в зависимости от местонахождения объекта.
Игр «Да- Нет» подразделяется на следующие виды:
Игра «Да- Нет»- с использованием линейного пространства (предметные, числовые)
1. Объекты (цифры, числа, картинки) должны быть выстроены в ряд
2. Загадывающий показывает линейный ряд и дает задание: найти загаданный объект.
3. Отгадывающий должен задавать вопросы по его поиску.
4. Загадывающий имеет право отвечать на вопросы словами (да, нет)
«Отгадай число от 0 до10
Например: загадано число 5
Вопросы: Это меньше 10, это больше 3, итд.
Игра «Да- Нет»- на плоскости
Проводится в показателях двухмерного пространства, поэтому сужение поля поиска происходит через понятия: «правая-левая», «дальняя –ближняя», «верхняя-нижняя» части плоскости, «центр», «угол» и «сторона» плоскости.
Игра «Да- Нет»- в объемном пространстве
Проводится в каком- либо пространстве (комнате или коробке) поэтому поля поиска проходит через понятие «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты «центр», «угол» и «сторона» объемного пространства
Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира
Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие- либо предметы по определенному признаку.
В зависимости от загаданного объекта материального мира все множество игр можно разделить на два больших раздела:
Игры «Да- Нет» на загаданный объект природного мира,
Игры «Да- Нет» на загаданный объект рукотворного мира.
Объекты материального мира воспринимаются пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Объекты не материального мира непосредственно органами чувств не воспринимаются. Это могут быть понятия, явления, объекты мира искусства, науки.
Формирование навыков анализа ситуаций
Обучению детей анализу ситуаций целесообразно начинать с 5 лет.
Алгоритм анализа ситуаций
Ситуация, в содержании которой есть два объекта, средства взаимодействия и следствие этого взаимодействия, может быть сформулирована в загадочной фразе : «Она заговорилась, оно убежало»
Наполнение этой абстрактной модели конкретным содержанием разъясняет ситуацию, и не понятное становится понятным: «она»- это мама, «оно»- это молоко.
Рекомендуется моделировать ситуации, которые дети переживали или наблюдали в реальной жизни.
Реальная ситуация: ребенок играл в мяч, мяч попал в окно, окно разбилось.
Ситуация для загадки: мальчик играл в мяч, который попал в окно, которое разбилось.
Моделирование ситуации: «Кое кто чем то занимался, но из этого ничего хорошего не вышло».