Юлия Боброва
Формирование мотивации речевой деятельности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая деятельность -специфический вид деятельности, который в законченном, самостоятельном виде выступает редко, а практически всегда сопровождает и регулирует поведение человека. Именно поэтому речевая деятельность всегда мотивирована. Она состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля.
Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие, во-первых, ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а во- вторых, источника, побуждающего индивида к активности.
Публикация «Формирование мотивации речевой деятельности у старших дошкольников» размещена в разделах
Различают два вида ситуации: предметная и речевая. В первой отражён фрагмент действительности в виде уже заданной информации, во второй описывается сложившаяся обстановка общения, поэтому участниками предметной ситуации являются предметы и явления, изображённые в тексте. Участниками речевой ситуации являются люди. В образовательном процессе речевая ситуация создаётся искусственно, поэтому одна из важных задач педагога приблизить процесс речетворчества к естественным жизненным условиям. Источником речевой активности являются человеческие потребности, которые перерастают в мотивы, поэтому наиболее важной задачей в дошкольном возрасте является формирование мотивов, которые способствуют в дальнейшем правильному произвольному владению речью.
Именно для этого необходимо мотивировать речевую деятельность детей в разных видах взаимодействия педагога с детьми, детей между собой, в целом, в образовательном процессе дошкольного учреждения. Способом создания положительной мотивации является как индивидуальный подход к каждому ребёнку, так и дифференцированный- в группе.
Принципиально важным для определения способов обогащения мотивационного компонента деятельности представляется тот факт, что любой мотив впервые возникает у ребёнка как ситуативный в ответ на жизненную ситуацию, внешнее воздействие, а затем может преобразоваться в личностный обобщённый мотив.
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей этого возраста является большое количество детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам, вещам, явлениям, предметам. Окружающее ребёнка само по себе в определённой мере мотивирует речь. Под речевой активностью мы подразумеваем присутствие инициативы в речевой деятельности, любопытства, интереса; стремление к разговору.