Докторова Татьяна Геннадиевна
Формирование мотивации к обучению у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой. Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению : М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, Т. Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш. А. Амонашвили, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. К. Котырло, Нижегородцев и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания. Анализ литературных источников и опыт педагогов-психологовпоказывает, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, нежелающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети сдостаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыкамичтения и счета еще до школы. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительнымаспектом в развитии дошкольника и имеет социальный заказ со стороныродителей и педагогов. На современном этапе развития общества основная задача обучениясостоит в воспитании гармоничной, развитой в интеллектуальном иличностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющейнеобходимыми базовыми знаниями, умениями и навыками, способной истремящейся к саморазвитию, психологически и физически здоровойличности ребенка. На сегодняшний день существует множество путей испособов реализации этой задачи. Один из них заключается виндивидуализации обучения и воспитания детей с учетом половойпринадлежности. В настоящее время проблема психологических различий полов являетсяодной из наиболее модных и дискуссионных. Несмотря на изобилие какзарубежных, так и отечественных работ, данная область исследований по - прежнему остается недостаточно разработанной, да и полученные результатыоказываются противоречивыми. Современная педагогическая и психологическая наука и практика неучитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Разграничивающийподход в дошкольном и школьном обучении и воспитании к девочкам имальчикам отсутствует. Актуальность данного исследования обусловлена противоречиеммежду изученностью проблемы различий психологической готовности детей к обучению в школе в теории и реализацией его впрактике образования, особенно в аспекте проблемы психологическойготовности современных дошкольников к обучению в школе с учетом гендерных различий. Это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально - волевую сферу личности,а значит и психологическую готовность к обучению в школе.
Публикация «Формирование мотивации к обучению у старших дошкольников» размещена в разделах
Мотивационная готовность представляет из себя механизм произвольного поведения, который формируется у будущего первоклассника перед поступлением в школу. Это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Регуляция своих действий объясняется созреванием определенных структур головного мозга именно к данному возрасту. Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим. Существуют различия готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Установление различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально личностной готовности девочек. У девочек в большей степени, чем у мальчиков сформирована готовность к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, что выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. у мальчиков, ведущими мотивами, побуждающих к учению являются учебный и позиционный мотив, т. е. ведущими мотивами являются собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности и мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. У девочек ведущими мотивами, побуждающих к учению являются позиционный и социальный мотивы, т. е. широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения и мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. У большинства девочек и мальчиков внутренняя позиция школьника не сформирована. Только треть мальчиков и девочек имеют сформированную внутреннюю позицию школьника.