Альбина Самкова
Формирование культуры межнационального общения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры межнационального общения у старших дошкольников
Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов – это множество языков, культур, традиций. Из-за особенностей политических событий последних лет во всем мире все чаще возникают конфликты на национальной и религиозной почве. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость воспитания у дошкольников чувства дружелюбия и симпатии по отношению к детям разных национальностей.
Публикация «Формирование культуры межнационального общения у старших дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Необходимость формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников связана с увеличением в образовательном учреждении детей мигрантов, вынужденных переселенцев, детей из смешанных семей. В городе ощущается увеличение притока иностранных граждан. Поэтому мы в своей работе ставим и решаем ряд задач:
- познакомить детей с многонациональным составом населения России (в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, свои сказки, танцы, песни, все народы дружны и помогают друг другу, они любят свою Родину и трудятся на ее благо);
- воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Нами был разработан проект «Мой многонациональный Усть-Илимск», цель которого – создание организационно-педагогических условий для формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истории, культуре, традициям разных народов.
В ходе реализации проекта были проведены беседы: «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», «Все мы разные, но все мы равные», «Дружат дети разных стран», «Протяни ладошку дружбы». Был организован просмотр видеофильмов «Права детей», «Мир без насилия».
Достичь развивающего эффекта позволяет приём рассматривания картин и иллюстраций. Дети с интересом рассматривали картины, вспоминали с помощью воспитателя, какие национальности изображены на них. Дети украинку, русского мальчика, бурята узнают по костюмам сами. Они не всегда правильно называют национальность, но картины неизменно вызывают у них интерес к разным народам и желание поделиться своими знаниями.
Углублению возникших дружеских чувств детей к сверстникам другой национальности способствует чтение художественных произведений, в которых рассказывается о дружбе детей разных национальностей. Знакомились со сказками «Колосок», «Волк и лиса», «Чудесные гусли», «Кто над кем посмеялся», «Ястреб и сова», «Красавица Бакбакай»; стихами, пословицами, поговорками, потешками изучаемых национальностей. Народное творчество обогатило воспитанников знаниями о жизни и культуре людей разных национальностей.
Особую роль отводили играм: «В семье российской, братской», «Все вместе», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Мы все россияне», так как они являются действенным способом сближения детей. Разучили подвижные игры «Выбей из круга», «Достать шапку», «Сурхарбан» и др. В них ярко отражался образ жизни людей, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. С целью формирования гостеприимства и знакомства с национальными традициями, связанными с приготовлением пиши, проводили дни национальной кухни. Национальные блюда в эти дни подавали не в обычных тарелках, а в национальной посуде.
Укреплению дружбы между дошкольниками разных национальностей помогало рассматривание и рисование национального костюма. Воспитанники с удовольствием раскрашивали национальные костюмы, делали аппликацию по мотивам киргизских, украинских, бурятских, татарских узоров. Из ниток и ткани мастерили кукол-мотанок, которые взяли на память домой. Дошкольники с удовольствием играют в сделанные совместно с детьми и родителями дидактические игры: «Одень куклу», «Собери картинку», «Найди отличия», «Узнай костюм», «Назови элементы костюма», «Это интересно», «Чей это орнамент?». На музыкальных занятиях слушали народную музыку, знакомились с музыкальными инструментами; изучали элементы народных танцев.
Не менее важным условием формирования культуры межнационального общения является тесная взаимосвязь с родителями. Вовлекали родителей в поисково-познавательную деятельность по сбору наглядного и познавательного материала. С детьми и родителями организовали выставку работ «Страна, где мы живём», «Народы, населяющие Россию». Перед праздником «День народного единства» провели семейную гостиную «Мы – многонациональная семья!», где родители Азима У., Карины М. представили презентации о своей национальности, провели анализ родословной, где выяснилась их национальность. В заключении провели фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» с участием родителей и сделали лэпбуки «Какой национальности я сам?».
Наши наблюдения показали, что к концу дошкольного периода дети знают : что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Литература
1. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 192 с.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
3. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живём в «Ладу» : Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.