Наталья Попова
Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование коммуникативных умений у детей 8-9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности"
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные умения. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что к школе дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. Доказано, что у детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкий уровень их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Организация занятий продуктивными видами деятельности с детьми с ЗПР может являться эффективным средством развития коммуникативных умений данной категории детей. Использование в продуктивных видах деятельности наглядных моделей целесообразно для большей продуктивности в решении задач по формированию коммуникативных умений.
Использование продуктивных видов деятельности будет эффективным в формировании коммуникативных умений у детей 8-9 лет с задержкой психического развития при следующих условиях:
-в ходе продуктивной деятельности создаются коммуникативные ситуации, направленные на формирование коммуникативных умений : планирование и согласование совместной деятельности, распределение ролей, осуществление взаимоконтроля;
-работа выстраивается с опорой на модель совместно-последовательной деятельности сотрудничества, наглядный материал (образцы изделий, пооперационные карты по изготовлению изделия).
Работа по формированию коммуникативных умений проводилась нами на протяжении восьми занятий. Каждое занятие имело четко выраженную структуру: начиналось с создания настроя на положительную мотивацию; перед созданием продукта деятельности формировались представления о нем (с помощью вводной беседы, демонстрации иллюстраций); выполнение деятельности организовалось нами на наглядном представлении последовательности действий в виде пооперационных карт и слайдов презентации; организовались динамические паузы для отдыха и повышения концентрации внимания. На этапе формирующего эксперимента и присутствующему периоду времени года занятия проводились в рамках тем, которые соответствовали Адаптированной рабочей программе для обучающихся с ОВЗ.
В результате формирующей работы уровни сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы стали выше по сравнению с уровнями, показанными в процессе констатирующего эксперимента. Дети показали сформированное умение планировать совместный замысел, осуществлять взаимоконтроль. Деятельность детей была достаточно продуктивной, что видно по степени сходства узоров на рукавичках; школьники договаривались и приходили к общему решению, при этом аргументируя свои позиции. Дети чаще, чем в констатирующем эксперименте, замечали друг у друга отступления от первоначального замысла, работали с позитивным настроем. Это стало возможным благодаря использованию продуктивных видов деятельности и созданию коммуникативных ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений.