Елена Аверкина
Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным миром родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным миром родного края».
Коммуникация – это сложное, многогранное и многоэлементное явление. Человек становиться личностью на основании взаимосвязи с такими же людьми. С помощью контакта происходит развитие сознания. Способность ребенка контактировать дает возможность ему комфортно существовать в компании людей; при взаимоотношениях малыш не только понимает иного человека, а также самого себя и окружающий мир.
Именно в дошкольный возраст является важным отрезком времени в
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
формировании личности ребенка, в том числе в формировании его коммуникативных способностей.
Уже в старшем дошкольном возрасте ребята должны быть способны сотрудничать, слушать и слышать ровесников и старших, делиться информацией. К тому же, у детей дошкольного возраста должна появиться способность различать эмоциональные чувства и состояния его окружения, показывать свои эмоции вербальными и невербальными способами.
Роль общения с окружающими огромна, и отсутствие коммуникативных способностей – это некоторая степень неправильности развития. Малыш, который недостаточно контактирует с ровесниками, не способен построить общение, не интересен своему окружению, считает себя незащищенным и отвергнутым. Это вызывает заниженную самооценку, приводит к неуверенности в себе и замкнутости. Чем скорее мы сосредоточим на этом свое внимание, тем менее проблем у него будет в дальнейшем.
Актуальность коммуникативного развития детей дошкольного возраста прогрессирует в нынешних условиях вследствие особенностей социального окружения малыша, где то и дело встречается недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Это вызвано чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Время дошкольного возраста в отношении всей жизни человека небольшое, но как оно наполнено познанием! Каждый день несет дошкольнику что-нибудь новое, незнакомое; становится близким и понятным прежде чуждое.
Мое мнение, что нужно своевременно развивать все стороны развития ребенка. Это поможет познакомить дошкольников не только с природным и социальным миром, а также научит контактировать с детьми и взрослыми, сформирует речь, внимание, память, мышление, воображение, воспитает настойчивость, терпение, разовьет творческий потенциал личности.
Основная педагогическая идея моей работы в том, что именно в дошкольном возрасте, прогулка, наблюдения за природным и социальным миром, равным образом, как и игра, раскрепощают и захватывают детей. Они замечают все, что видят рядом и стремятся высказать свое впечатление словами. Так сказать, своими силами справляются с преградами в общении. Природный мир – само по себе бесценное богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своими всевозможными красками, живостью, природа родного края в любое время увлекает дошкольников, вызывая в них разные чувства. Восхищение от ярких красок расцветающей природы, опавшей листвы, волшебной зимы на долгое время остается в воспоминаниях, развивает познавательную активность у детей и формирует коммуникативные способности. Педагогический опыт целесообразен, так как неоценимо значение родной природы, как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Природа – один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина. (К. Д. Ушинский).
Смотря на детей своей группы, я заметила, как многие переживают, испытывая большие трудности в общении с людьми, особенно с друзьями.
Придя в детский сад, многие не умели по своей инициативе обратиться к сверстнику, к педагогу, иногда даже робели, если к ним обращался кто-нибудь. В этом случае ребята не могли поддержать и развить начавшийся контакт, правильно выразить свое расположение, из-за этого часто ссорились или играли в одиночестве, что, в конце концов, усложняло их будущую социализацию.
Я постаралась помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы это обстоятельство не стало препятствием на пути развития дошкольников.
Для решения данной проблемы я использую традиционные и инновационные эффективные методы и приемы образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей : беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, Триз-технологию, моделирование, ИКТ, создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, лексические упражнения. Формировать коммуникативные способности я стала в образовательной и повседневной деятельности,
дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в общении с природой.
Коммуникативные способности включают в себя :
-желание вступать в контакт,
-умение организовать общение,
-знание норм и правил общения.
С моей точки зрения, природный мир родного края является могучим источником, из которого человек приобретает свои первые знания, впечатления. Малыши рано начинают наблюдать, чувствовать и интересоваться окружающими предметами и больше всего природным миром. Природа очень много дает для формирования коммуникативных способностей детей. Чем больше видел ребёнок, тем ярче и богаче его речь, ему хочется общаться с друзьями, он легко находит контакт с педагогами и родителями, он умеет высказывать свои мысли.
Ознакомление дошкольников с природным миром в педагогическом процессе детского сада реализуется изо дня в день, на занятиях, прогулках, экскурсиях, играх и чтении художественной литературы.
В своем труде по формированию коммуникативных способностей я динамично использую прогулки. Вместе с ребятами мы рассматриваем окружающую нас природу, наблюдаем за погодой, за деревьями, насекомыми, домашними животными и трудом человека. Мы разговариваем о том, какая погода была вчера и сравниваем, а что сегодня; зависит ли поведение насекомых от погодных условий. Особое значение придаю подкормке птиц. Во время трудовой деятельности собираем листочки и веточки для продуктивной деятельности. А уже в группе наши наблюдения воплощаются в разнообразные виды деятельности.
Творчество. Во время НОД и в свободной деятельности, дети рисуют то, что видели на прогулке, добавляют что-то свое. Изображая объект природы, они рассказывают о своем замысле друзьям и педагогу, идет обсуждение какими признаками обладает выбранный объект и как они будут его рисовать. Дошкольники высказывают свои предположение. Включая воображение, дошкольники используют природный материал. Вместе мы лепим различных героев и обдумываем содержание будущей постановки.
Опытно – экспериментальная деятельность. Дошкольники – это маленькие «почемучки». Каждый день мы слышим вопросы: «Как? Почему? Зачем?». Некоторые стараются самостоятельно придумывать объяснения природным явлениям и поведению животных. При этом пополняется словарный запас. В нашей группе организован уголок экспериментирования, в котором ребята могут играть и ставить простейшие опыты с камнями,
бумагой, учатся превращать воду в твердое и жидкое состояние. Все опыты построены на диалогах, где педагог задает вопросы, а ребенок отвечает. Они помогают развивать логику детей и подводят их к открытиям, которые делают сами.
Особое место в работе я выделила уголку природы. Здесь с детьми мы наблюдаем за комнатными растениями, ухаживаем за ними. Работа ведется в парах с детьми, в паре с педагогом, что уже подразумевает умение общаться, договариваться.
На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Во время экскурсий по «экологической тропе» получают первые навыки и знания.
Чтение художественной литературы. Уже в дошкольном возрасте дети вместо книги выбирают другие источники информации : телевизор, телефон, компьютер. А именно книга делает возможным додумать, помечтать, учит рассуждать, развивает творческий потенциал. Вот почему, особое внимание в свое работе я уделяю чтению художественной литературы. В книжном уголке есть много литературы о живой и неживой природе. Дети имеют возможность самостоятельно брать книги, рассматривать иллюстрации, яркие картинки. Дошкольники задают мне вопросы, и мы вместе ищем на них ответы, рассматриваем сюжетные картинки с изображением животных, природы и составляем простейшие рассказы по ним. Мои ребята очень любопытны, и появление новой книги в группе всегда вызывает интерес и множество вопросов. Встречные вопросы стимулируют детей на обсуждение, размышление, высказывание.
Ознакомление с художественной литературой становится прекрасным основанием для формирования коммуникативных способностей.
Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности дошкольника. Она может быть любой: дидактической («С какого дерева листок?», «Рассели по «этажам» леса», «Разместить животный мир на карте Мордовии», «Найди какое растение является лекарственным», сюжетно-ролевой («Зоопарк», «Ветеринарная клиника»).
Основная задача тех игр, которые я применяю в своей работе – формирование коммуникативных способностей через ознакомление с природой Мордовии.
Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями моих подопечных. Необходимо добавить, что в присутствии близких формирование коммуникативных способностей происходит результативнее, из–за того, малыш чувствует себя «в своей тарелке». Я беседую с родителями (законными представителями) о важности данной проблемы,
прошу оказать ту или иную помощь в пополнении уголков коллекциями, книгами о природе. Для этого была проведена акция «Подари книгу в группу» (произведения о природе).
Итогом проектной деятельности стали альбомы для рассматривания, такие как «Заповедные места Мордовии», «Мир природы Мордовского края», «Животные наших лесов», «Красная книга Мордовии».
Создали семейные архивы «Отдыхаем всей семьей!» (семейные фотографии – отдых на природе : парк, лес, дача).
Я подготовила и провела с родителями консультации: «Развитие коммуникативных способностей через общение с природой», «Знакомим детей с природой родного края», «В союзе с природой», «Играя, познаем природу» и др.
Совместно с родителями и детьми провели субботники по уборке листьев – «трудовой десант».
В ходе общения с природой возникает, складывается и растет, такое ценное качество, как внимательность, пытливость, а это в свой черед влечёт большое количество вопросов, которые требуют ответов, и их возможно найти с посредством наблюдений, логического мышления. Стало быть, на протяжении регулярных, целенаправленных наблюдений, чтения литературы, творческой и опытно-экспериментальной деятельности у дошкольника растет кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, улучшаются мыслительные процессы. Ребята думают и отвечают на вопросы, доказывая собственные утверждения, что положительно влияет на формирование коммуникативных способностей.
Главный итог представленной работы в том, ребята в группе стали более непосредственными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, не замкнутыми, более внимательными и заботливыми по отношению к друзьям и окружающим; умеющими понимать собеседника и сотрудничать. У детей появилось желание экспериментировать, общаться с природой и отражать впечатления через различные виды деятельности.
Таким образом, процесс ознакомления с природным миром родного края, оказал без сомнения определенное влияние на формирование коммуникативных способностей детей.
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Иначе говоря, необходимо учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше.