Получи документы

Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности

Наталия Болмосова
Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Введение.

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Публикация «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности» размещена в разделах

В наше время постоянно возрастает техническая сложность процессов производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических процессов для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.

От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

Поэтому поисково – познавательное развитие младших дошкольников - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении.

В рамках работы по поисково – познавательному развитию дошкольников воспитателями младшей группы Дошкольного отделения МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» разработан проект «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково – познавательной деятельности» который охватывает младший дошкольный возраст.

Проект содержит три этапа организационно – подготовительный, основной, заключительный. Задачи этих этапов дифференцированы, но компоненты работы взаимосвязаны и взаимозависимы.

За основу взята программа «Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования ФГОС» (под редакцией Т. И. Бабаевой). Классификация форм работы с родителями разработана воспитателями дошкольного отделения МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17».

Вид проекта: поисково – познавательный.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители и воспитатели.

Продолжительность проекта: долговременный.

Проект «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково - познавательной деятельности» поможет воспитанникам закрепить и расширить представления детей об окружающем мире, через сенсорные эталоны, развитие мелкой моторики рук, способствующие развитию активной речи детей, формирует познавательные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками, развивает чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Актуальность Проекта.

В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Одним из путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе нестандартного оборудования для моторного развития, как одного из активных, практико-ориентированных средств развития дошкольников.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата, развитие активной речи ребёнка.

Участие детей в проекте «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково – познавательной деятельности» позволит максимально обогатить их представления о окружающем мире, развить связную речь, творческие способности детей, совместную поисковую деятельность.

Целевое назначение Проекта

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством использования доступного материала. Создание благоприятных условий для развития мышления у ребёнка раннего возраста.

Задачи:

- Формировать предпосылки инженерного мышления

- Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга.

- Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.

- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы.

- Способствовать сотрудничеству с родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Основные принципы работы

• Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

• Принципы последовательности и систематичности.

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

• Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

• Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

1. Создание фундамента зачатков инженерного мышления.

2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими действиями).

3. Усовершенствовать предметно – развивающую среду.

4. Сформировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.

5. Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

Педагогические технологии

Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности – игровые, здоровьесберегающие, развивающего обучения, проектной деятельности и исследовательской деятельности, информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, технология «ТРИЗ» и предметно – развивающей среды.

Здоровьесберегающие технологии Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Технология развивающего обучения Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка, познание себя личностью, самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

Технологии проектной деятельности Развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технология исследовательской деятельности Формирование у дошкольников основных ключевых компонентов способности к исследовательскому типу мышления

Информационно- коммуникационные технологии Повышение качества образовании через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий с соответствии с ФГОС ДО

Личностно-ориентированные технологии Обеспечение ребёнку комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий его развития.

Игровая технология Целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Технология «ТРИЗ» Формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Технологии предметно-развивающей среды Внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие,

Публикации по теме:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности
Опубликовано: 24 октября 2022 в 16:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Болмосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД