Наталия Болмосова
Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Введение.
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Публикация «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково — познавательной деятельности» размещена в разделах
В наше время постоянно возрастает техническая сложность процессов производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических процессов для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.
От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).
Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.
Поэтому поисково – познавательное развитие младших дошкольников - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении.
В рамках работы по поисково – познавательному развитию дошкольников воспитателями младшей группы Дошкольного отделения МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» разработан проект «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково – познавательной деятельности» который охватывает младший дошкольный возраст.
Проект содержит три этапа организационно – подготовительный, основной, заключительный. Задачи этих этапов дифференцированы, но компоненты работы взаимосвязаны и взаимозависимы.
За основу взята программа «Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования ФГОС» (под редакцией Т. И. Бабаевой). Классификация форм работы с родителями разработана воспитателями дошкольного отделения МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17».
Вид проекта: поисково – познавательный.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители и воспитатели.
Продолжительность проекта: долговременный.
Проект «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково - познавательной деятельности» поможет воспитанникам закрепить и расширить представления детей об окружающем мире, через сенсорные эталоны, развитие мелкой моторики рук, способствующие развитию активной речи детей, формирует познавательные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками, развивает чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Актуальность Проекта.
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Одним из путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе нестандартного оборудования для моторного развития, как одного из активных, практико-ориентированных средств развития дошкольников.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата, развитие активной речи ребёнка.
Участие детей в проекте «Формирование инженерного мышления дошкольников средствами поисково – познавательной деятельности» позволит максимально обогатить их представления о окружающем мире, развить связную речь, творческие способности детей, совместную поисковую деятельность.
Целевое назначение Проекта
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством использования доступного материала. Создание благоприятных условий для развития мышления у ребёнка раннего возраста.
Задачи:
- Формировать предпосылки инженерного мышления
- Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга.
- Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы.
- Способствовать сотрудничеству с родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.
Основные принципы работы
• Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
• Принципы последовательности и систематичности.
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
• Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
• Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Ожидаемые результаты реализации Проекта
1. Создание фундамента зачатков инженерного мышления.
2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими действиями).
3. Усовершенствовать предметно – развивающую среду.
4. Сформировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.
5. Повысить уровень педагогической компетентности родителей.
Педагогические технологии
Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности – игровые, здоровьесберегающие, развивающего обучения, проектной деятельности и исследовательской деятельности, информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, технология «ТРИЗ» и предметно – развивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технология развивающего обучения Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка, познание себя личностью, самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
Технологии проектной деятельности Развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология исследовательской деятельности Формирование у дошкольников основных ключевых компонентов способности к исследовательскому типу мышления
Информационно- коммуникационные технологии Повышение качества образовании через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий с соответствии с ФГОС ДО
Личностно-ориентированные технологии Обеспечение ребёнку комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий его развития.
Игровая технология Целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Технология «ТРИЗ» Формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Технологии предметно-развивающей среды Внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие,