Альбина Токаева
План работы по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100"Солнышко"
г. Курган
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя
Токаевой Альбины Харисовны
Тема: "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
2021-2022 уч. год
Тема:Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность темы.
Публикация «План работы по самообразованию „Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Обучение детей письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо - сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга.
Цель:Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, посещения МО педагогов, изучения статей на интернет сайтах, прослушивания вебинаров.
Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графомоторных навыков.
Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
Способствовать развитию у детей графомоторных навыков
Поделиться накопленным опытом с другими педагогами путём проведения открытых мероприятий, выступлений на МО, размещение собственных разработок в сети интернет.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.
Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
Для воспитанников:
У детей развита мелкая моторика рук через выполнение предметно-практических действий.
Умеет производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.
Сформирована координация движений руки и глаза.
Владеет элементарными графическими навыками и умениями.
Развито произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления.
Развит интерес к изобразительно-графической деятельности.
Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.
Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо; уметь выполнять линии различной толщины и формы; штриховать ровно и без пробелов, не выходя за контур. При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом; выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.
Специальные упражнения на развитие графических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Прямые дорожки:
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки:
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Рисование по точкам:
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
Рисование по контурам:
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам:
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж рук для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.
Освоение предметных действий:
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.
Основные направления работы по формированию графических навыков у детей :
Графические дорожки
Обводка
Соедини по точкам
Закрашивание
Трафарет
Графический диктант
Рисование по клеткам
Данную разработку целесообразно использовать с детьми старшего дошкольного возраста в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждениях.
Этапы работы над темой :
Организационный
Сентябрь (2-4 неделя)
Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме.
Составления плана самообразования.
Разработан учебно-методический комплект: пальчиковые игры и упражнения, сенсорные игры, графические задания, упражнения на дорисовывание и штриховку, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования
Практический
Октябрь- апрель
Реализация плана
Практические наработки
Аналитико- прогностический
Май
Подведение итогов работы по теме, прогнозирование будущей деятельности по самообразованию.
Отчёт по результатам работы.
План работы на 2020-2021 учебный год
Сентябрь
Актуализация проблемы
Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме.
Составление плана работы по самообразованию.
Мониторинг
Цель: выявить уровень развития графомоторных навыков у детей
Упражнения "Разноцветные ладошки"
"Обведи и продолжи"
"Выполни штриховку"
"В лес за грибами"
Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"
Октябрь
Подобрать методическую литературу на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей"
Изучить темы: "Преемственность детского сада и школы в формировании графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста", "Особенности формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
"Этапы формирования графомоторных навыков"
"Продолжи рисунок "
"Обведи флажки и заштрихуй"
Графический диктант "Кот", "Внимательный художник"
Ноябрь
"Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников"
Изучить практические пособие для педагогов и родителей
Бачиной О. В., Коробова Н. Ф.
"Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет"
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика.
Оформить картотеку пальчиковых игр.
Включение пальчиковых игр в образовательную и совместную деятельность.
Графический диктант "Кораблик".
Упражнение "Продолжи ряд", "Дорисуй листик и заштрихуй его", "Продолжи рисунок"
Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"
Декабрь
Изучить темы: "Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики у старших дошкольников", "Формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги".
Просмотреть видеоролик на тему: "Комплекс игр и упражнений для развития графомоторных навыков"
Пополнить развивающую среду новыми игровыми пособиями.
Использование дидактических игр и пособий в совместной и образовательной деятельности.
"Дорисуй вторую половинку рисунка"
Графический диктант "Ёлочка"
Упражнение "Продолжи ряд снежинок"
Консультация для родителей на тему "Развитие мелкой моторики в быту"
Январь
Познакомиться с опытом работы воспитателей г. Шарьи и изучить "Сборник методических материалов по развитию графомоторных навыков у дошкольников"
Изучить тему: "Развитие графомоторных навыков, через элементы рисования".
Оформить альбом рисунков для формирования графомоторных навыков.
Упражнения "Выполни штриховку рисунка", "Обведи по трафарету и заштрихуй", "Повтори рисунок по клеточкам"
Графический диктант "Заяц"
Февраль
Познакомиться с практическими пособиями для детей 6-7 лет под издательством С. Е. Гаврина "готовим руку к письму", Т. А. Воробьёвой "85 уроков для обучения письму"
Изучить тему: "Структуризация зрительного гнозиса, как компонента
графомоторной компетенции у детей старшего дошкольного возраста"
Упражнение "Обведи все линнии и раскрась"
Графические диктанты "Машинка"
"Кораблик"
Игры обводилки
Папка передвижка на тему: "Готовим руку к письму"
Март
Изучить тему "Методика формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Просмотреть вебинар на тему: «Подготовка к школе. Формирование графомоторных навыков, знакомство с буквами, знакомство с цифрами»
Игры лабиринты
"Обведи и дострой замок"
"Обведи и раскрась следуя обозначениям"
Графический диктант "Рыбка"
Семинар-практикум для родителей «Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Апрель
Изучить тему: "Графические диктанты, как средство формирования графомоторных навыков".
Ознакомиться с опытом работы коллег, по данной теме.
Графические диктанты "Ёжик", "Поросёнок"
Упражнение "Дорисуй иголочки ёлочке"
"Накорми мышку сыром следуя инструкции", "Дорисуй и раскрась"
Консультация на тему: "Формирование графических навыков у детей перед школой"
Май
Подвести итоги самообразования.
Оформление презентации по теме самообразования.
Выступление на итоговом педсовете.
Диагностика графомоторных навыков у детей
Презентация работы по данной теме самообразования
Методическая литература:
Бачиной О. В., Коробова Н. Ф. "Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет"
Безруких М. М. "Тренируем пальчики"
Воробьёвой Т. А. "85 уроков для обучения письму"
Гаврина С. Е. "готовим руку к письму"
Голубь В. Г "Графические диктанты 5-7 лет"
Горбатова Е. В. "Графические игры и упражнения для детей"
Зегебард Г. М., Ильичёва О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков
Иншакова О. Б. "Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5-7 лет"
Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика.