Cветлана Ворончихина
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Публикация «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
разучивание стихотворений;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, использовали наборы готовых игрушек к сказкам. Для драматизации литературных произведений мы использовали элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры мы используем дидактические игры:
«Найди псевдослово»
Цель: развитие умения детей выделять слова, не имеющие смысла.
Ход игры
Ребенок читает слова, среди них находит слово, не имеющее значение: например, кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.
• «Смысловые несуразицы»
Цель: совершенствование умений детей анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой.
Ход занятия
Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.
• «Письмо от зайца»
Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Оборудование: Наборное полотно с изображением колобка, серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».
Ход игры:
Воспитатель говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
• «История щенка». (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)
Цель: развитие умения рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.
Оборудование: Наборное полотно, карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».
Ход игры:
1 вариант – воспитатель рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде, определяя её место на наборном полотне при помощи воспитателя.
2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.
• «Рассказы с картинками»
Цель: развитие навыков чтения детей.
Ход занятия
Ребенок читает сказку, заменяя картинки словами.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекаем средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.
Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
Периодически в группе организуются выставки книг, на тему моя самая любимая книга. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях.
На непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы". Оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.
В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
А также у нас работает мастерская по ремонту книг,"Книжкина больница" где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги (ножницы, клей ПВА, кисть, скотч и др.).
В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений мы используем художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей :
• эмоциональную отзывчивость;
• активность и объективность читательского воображения;
• умение пересказывать;
• аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
• осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.