Галина Медведева
Формирование читательской грамотности старших дошкольников с применением технологии критического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Алгоритм формирования читательской грамотности
Выбор произведения, подготовка к анализу
Разбор произведения
Подготовка к восприятию текста
Беседа –диалог педагога с ребенком
Рассматривание иллюстрации
Совместная игровая деятельность по мотивам произведения
Приемы критического мышления для формирования читательской грамотности дошкольников
Публикация «Формирование читательской грамотности старших дошкольников с применением технологии критического мышления» размещена в разделах
Верные и неверные утверждения
Кластер
Дерево предсказаний
Чтение с остановками
Толстые и тонкие вопросы
Синквейн
Перемешанные события
Скрайбинг
Мнемотаблицы
Ссинквейн?
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.
Правила написания синквейна
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т. п.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Пример :
Синквейн на тему «Зима»
Зима. Пушистая, блестящая. Порхает, кружится, морозит. На деревьях блестит иней. Весело!
Зима. Чистая, белая. Поет, баюкает, играет. Сидят снегири на ветках. Красиво!
Синквейн на тему «Семья»
Семья. Крепка, сильна. Греет, хранит, верит. Моя детская колыбель. Гранит.
Скрайбинг
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего. Скрининг бывает ручной и компьютерный.
Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.
Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.
Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Мнемотаблицы
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихотворений.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры такие как: «Расскажи-ка», «Времена года», «Один, много, чего не стало», «Сосчитай», «Ошибки художника» и др.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
Кластер
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Последовательность действий при составлении кластера:
1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)
3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной тем
Образовательная деятельность с применением инновационных методов дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.