Елена Иванова
Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
«Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников»
Основные задачи перспективного плана:
1. Расширить круг представлений детей об окружающем мире и социальной действительности : деятельности людей, предметах, явлениях.
2. Сообщая детям знания, воспитывать в них нравственные качества – любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
3. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории.
Публикация «Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников» размещена в разделах
4. Развивать чувство уважения к людям труда и, прежде всего к тем, кто заботится о детях в детском саду.
5. Формировать интерес и стремление познавать качества окружающих предметов, понимание того, что все предметы были когда-то придуманы и созданы человеком, к ним необходимо относиться бережно.
1 квартал.
Задачи:
1. Создание комфортных условий в адаптационный период для каждого ребёнка.
2. Формирование элементарных представлений о нормах человеческого общения
3. Развитие знаний о названиях основных цветов и формы предметов.
4. Формирование элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Раздел Содержание работы Интеграция с образовательными областями Дидактический материал
1. Дети,
сверст-
ники,
семья
Знакомство воспитателя с детьми, детей друг с другом в беседах, играх.
НОД: «Игрушки»; «Мои
друзья в детском саду»;
«Загадки и потешки».
С Музыка:
Прослушивание песен Шаинского «О дружбе».
Развитие речи: дидактические игры и упражнения, беседы, считалки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризный момент. Чтение цикла стихов
А. Барто «Игрушки».
О. Князева «Развитие социальной компетенции детей – игры и упражнения».
2. Д/ Сад Знакомство детей с помещениями группы: раздевалка, групповая комната, умывальная, спальня.
НОД: «Чтение стихотворения «Катя в яслях». Александровой;
Развлечение: «В гости к игрушкам».
Художественное творчество:
«Раскрась одежду», «Укрась коврик, салфетку, шарфик для куклы».
Развитие речи: игры и упражнения. Словесные игры: «Кто в домике живёт?», «Как тебя зовут», «Ау».
Набор спокойных мелодий для игр на ковре.
3. Пред-
метный
мир Рассматривание предметов группы: мебель, игрушки.
НОД: «Знакомство с обобщающим понятием «Игрушки»; «Одежда»; «Обувь. Головные уборы».
Развлечения: ФМП «Три медведя»; развитие речи - «В гостях у хозяюшки».
Дидактические игры:
«Что лишнее?», «Что изменилось?» Сборник дидакт. игр под ред.
Н. В. Алёшиной.
4. Труд
взрослых
людей
Показать в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей разных профессий.
Знакомство с няней, трудом няни, беседы о её работе.
Наблюдение за работой помощника воспитателя, орудиями труда.
Физическое развитие:
Подвижная игра «Сделай, как я, и покажи, как я!» Посильное выполнение трудовых поручений.
Наборы для труда в природе.
5. Родной
Город Утренние беседы о родном доме, родном городе,
Дне города.
Художественное творчество:
Коллективная работа
«Украсим улицу воздушными шарами».
Физкультура:
Подвижные игры «Шофёры», «Красный, жёлтый, зелёный».
Чтение стихов А. Барто!Грузовик», «Самолёт».
Наблюдение за близ- лежащими домами во время прогулки.
Конструктивные игры с крупным и мелким строительным материалом.
2. квартал.
Задачи:
1. Закреплять знания имён родных, кто кем кому доводится (бабушка - мама моей мамы и т. п.)
2. Продолжать закреплять названия помещений в группе, их назначение, развивать ориентировку на территории детского сада.
3. Расширять представления о предметах быта. Знакомить с названиями материалов, их качествами. Знакомить с культурой русского народа, предметами народно-прикладного искусства.
4. Знакомить детей с трудом сотрудников детского сада.
5. Познакомить с названием улицы, на которой находится детский сад.
Раздел Содержание работы Интеграция с образовательными областями Литературный и дидактический материал
1. Дети,
сверст-
ники,
семья
6.
Беседы о младших (старших) братьях и сёстрах, рассматривание фотографий членов семьи.
НОД: «Тело человека – наши руки»; «Наши зимние развлечения»; «Я и мой папа».Новогодний утренник. Развлечение «Папин праздник».
Коммуникативные и пальчиковые игры: Музыка:
Разучивание стихов и песен к новогоднему утреннику и тематическому занятию «23 февраля». Чтение стихов и рассказов А. Барто, К. Чуковского, Т. Аполоник, А. Воронковой
Чтение рассказа Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
С/р игры «Дочки-матери», «Семья».
2. Д/Сад Рассматривание участка, экскурсии по территории д/с.
Труд: Протирать столы и стулья в групповой комнате, ухаживать за живыми объектами природы.
НОД: «Рассказывание из личного опыта на тему «Мы гуляем». Художественное творчество:
Использование в изодея -тельности различных бросовых и природных материалов. Эксперементирование:
простые опыты со снегом, сосульками, водой.
Чтение стихотворения
М. Ивенина о детях в д/с «Кто поможет?»
Оборудование для проведения опытов.
3. Пред-
метный
мир Закрепление обобщающих понятий «мебель», «игрушки», «одежда, обувь, головные уборы» в повседневной жизни. НОД: «Знакомство с обобщающим понятием «Посуда». Художественное творчество:
раскрашивание трафаретов посуды, лепка посуды.
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Лото», «Матрёшки».
4. Труд
взрос-
лых
людей
Беседы: «Как помочь няне?», «Чистота- залог здоровья». Занятия: «Целевое посещение кухни»; «Знакомство с трудом медсестры». Физическое развитие:
использование тематических дин. / пауз, физкультминуток.
Широкое использование муз. произведений для оформления НОД. Трудовые поручения, посильная помощь помощнику воспитателя. Экскурсия в медицинский кабинет.
5. Родной
город Беседы с детьми о названиях улиц, на которых они живут, об улице, на которой находится д/с. НОД: «Транспорт»; «Составление рассказа по предметной картинке».
Рассматривание территорий возле близлежащих домов на прогулке
3. квартал.
Задачи:
1. Побуждать детей интересоваться занятиями бабушек и дедушек, воспитывать уважение к старшему поколению. Продолжать воспитывать умение общаться со сверстниками и окружающими взрослыми людьми. Развивать коммуникативные качества, психологическую устойчивость.
2. Продолжать закреплять названия помещений в группе, их назначение, развивать ориентировку на территории детского сада. 3. Продолжать расширять кругозор детей, закреплять имеющиеся навыки обследования предметов, развивать психические процессы.
4. Продолжать формирование элементарных представлений о явлениях общественной жизни, народных и государственных праздниках.
Раздел Содержание работы Интеграция с образовательными областями Литературный и дидактический материал
1. Дети
и
сверст-
ники.
Беседы о дедушках и бабушках, как мы им помогаем. НОД: «Вместе дружная семья»; «Вот какая мама – золотая прямо!».
Развлечение: «Праздник красивых платьиц и рубашек». Утренник «Мамин праздник».
Музыка:
разучивание стихов, песен о маме, бабушке. Просмотр концертов детей старших групп.
Художественное творчество:
аппликация «Цветок для бабушки и мамы». Чтение стих-я Л. Квитко «Бабушкины руки», рассматривание фотографий, которые дети принесли из дома.
2. Д/Сад Посещения участков подг. и ст. групп, работы на участке- уборка снега. Беседы о бережном отношении ко всему, что находится в групповой комнате
Наблюдения за трудом детей старших групп на участках д/с.
Экскурсии по помещениям д/с, беседы с сотрудниками и детьми из других групп. Метод. пособие: «Приобщение к труду».
Словесные игры: «Кто в домике живёт?», «Как тебя зовут», «Ау».
Набор спокойных мелодий для игр на ковре.
3. Пред-
метный
мир Рассматривание предметов. Закрепление обобщающих понятий: «Посуда», «Транспорт».
Физическое развитие:
использование тематических физминуток
муз. произведений для оформления НОД. Настольно – дидактические игры по данной теме.
Сюжетно – ролевые игры, ситуативные, хороводные игры.
4. Труд
взрос-
лых
людей
Целевая прогулка по близлежащей улице: что нового появилось –
стройка, магазин и т. п.
целевое наблюдение за работой водителя, работой светофора. Продолжать наблюдения за
работой медсестры, повара,
няни, воспитателя, дворника. Художественное творчество:
закрепление полученных
знаний в изодеятельности. Лепка:«Испечём прянички»,
Рисование: «Чистые
дорожки», аппликация: «Цыплятки в
зелёной травке». Рассматривание
сюжетных картин «На дороге», с последующим обсуждением Рассматривание картин
«Труд взрослых».
Дид. игры: «Что кому
нужно?», «Красный,
жёлтый, зелёный».
Сюжетные игры.
5. Родной
Город Целевая прогулка по
близлежащей улице. Как и почему празднично украшен город? Тематические НОД: «Дорого яичко ко Христову дню»; «День Победы 9 мая».
НОД: «Лети, ракета, в космос» - комплексное.
Игры – путешествия: «Поездка на автобусе»; «Вот поезд наш едет…» (физкультура). Рассказы воспитателя о ВОВ и Дне Победы.
Чтение стих-я Е. Карасёвой Широкое использование патриотических песен, мелодий в аудиозаписи. «В садике - садочке».
4. квартал
Цель:
Закрепление ранее полученных знаний, навыков, умений.
Раздел Содержание работы Интеграция с образовательными областями Литературный и дидактический материал
1. Дети
и
сверст-
ники.
Беседы с детьми о семье, домочадцах, домашних
животных.
Беседы о самообслуживании,
о том, что дети делают дома
и в д/с самостоятельно.
Развлечение: «Наши добрые
дела». Музыка:
слушание в аудиозаписи
и CD - сказок, детских художественных произве-
дений, песен о лете,
дружбе, взаимопомощи.
Физическое развитие:
Оздоровительно - закалив. мероприятия. Взаимопомощь детей
друг другу, чтение
произведений К. Чуков
ского, А. Барто, С. Мар
шака, Я. Хармса.
Сюжетно – ролевые игры, ситуативные, хороводные игры.
2. Д/Сад Целевые прогулки по
территории д/с, наблюдения за
результатами труда в огороде и цветнике старших
дошкольников и взрослых. Физическое развитие:
игровые и ритмические упражнения, подвижные
игры, двигательная
активность. Посильный труд на
территории детского сада,
рыхление, полив цветов на клумбах, комнатных
растений.
3. Пред-
метный
мир Закрепление уже
полученных знаний об
окружающем, предметном
мире и социальной
действительности в играх, самостоятельной и совместной деятельности детей. Эксперементирование: игры, опыты с водой, песком, природными материалами.
Использование в изодея -тельности различных бросовых и природных материалов. Использование дидактических игр, направленных на развитие знаний формы, цвета, величины.
Чтение рассказов
К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Я. Хармса,
Чарушина.
4. Труд
взрос-
лых
Целевые прогулки по
близлежащим улицам.
Беседы по вопросам:
- Что нового появилось, кто построил, почему? Беседы о знакомых профессиях, с
которыми дети познакомились
в течение года. Наблюдение за работой сотрудников д/с.
Изодеятельность:
работа с различными материалами.
Музыка:
Слушание песен и коротких рассказов «Профессии взрослых людей» Организация детского труда в цветнике, на огороде, участке группы.
Наборы для труда в природе, в уголке природы.
Дидактические игры «Собери картинку»; «Кому что нужно?»; «Чьё орудие труда».
5. Родной
город Воспитывать интерес к родному городу, стране, закреплять
знание домашнего адреса.
Игры со строительным
Материалом – строительство
улиц города, дорог, мостов.
Художественное творчество: с использование раз-
личных изоматери-
алов. Физическое развитие -:
использование тематических физминуток
муз. произведений для оформления НОД.
Рассматривание иллюстра-
ций с видами родного
города. Закрепление знаний
о городе Бор.
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью. Младшая группа. - М. : ЦГЛ. 2003.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М. : Просвещение, 1992.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. -2-е изд., дораб. –М. : Просвещение, 1991. .
4. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка -Пресс, 2009.
5. Дыбина О. В. Что было до… : Игры –путешествия в прошлое предметов. - М. ; ТЦ «Сфера», 1999.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.).- М. :ТЦ «Сфера, 2005.
7. О. А. Скоролупова, Л. В. Логинова Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. -М. : «Издательство Скрипторий 2003»