Мариана Друзьева
Конспект для старших дошкольников «Формирование целостной картины мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7
КОНСПЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
НА ТЕМУ: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Друзьева Мариана
Анатольевна
г. АПШЕРОНСК
Цель. Формировать представление детей о воде в природе и в быту.
Задачи:
1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Публикация «Конспект для старших дошкольников „Формирование целостной картины мира“» размещена в разделах
2. Расширить представления дошкольников о состоянии воды в природе и ее использовании человеком в быту.
3. Продолжать развивать умение детей сравнивать объекты воды в природе с предметами окружающего мира.
4. Закрепить представление дошкольников о том, что необходимо использовать для питья кипяченую воду.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа:
Обогащение словаря:
водоворот воды в природе, очистительные сооружения, химические добавки, хлор.
Активизация словаря:
вода, капелька, море, океан, река, озеро, родник, ручей, иней, роса, туман, снег, айсберг, растение, дождь, град, ключ, зеркало, змейка, лента, покрывало, конфетки-драже, дом, водопровод, кран, горячая, холодная, кипяченая, пресная, соленая, чистая, грязная, пить, стирать, умываться, купаться, готовить, беречь.
Материал:
мультимедийный экран, ноутбук, слайды с изображением воды в природе, мольберт, карточки для дидактической игры «Что на что похоже», плакаты «Круговорот воды в природе», «Вода в доме», простые карандаши по количеству детей, шапочки-капельки на каждого ребенка, тучка, солнышко, фишки-капельки, лейка.
Ход деятельности:
В группе на столе стоит комнатное растение. Воспитатель заранее опрыскивает его из пульверизатора. Педагог подходит к комнатному растению вместе с детьми и предлагает посмотреть на листья растения. Осторожно встряхивает листву, с растения падают капли воды.
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответы детей: Это капельки воды.
Воспитатель: Ой, а около цветка кто-то спрятался. Чтобы узнать
кто это, я загадаю вам загадку:
Без меня не будет моря,
Океана и реки,
Даже лужицы, в которой
Бултыхаются щенки.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, раз и два – это капелька сама.
Воспитатель одевает на руку игрушку в виде капельки и ведет беседу с детьми от лица капельки Капитошки.
Капитошка: Здравствуйте, ребята, я капелька воды, меня зовут Капитош-
ка. Я прилетела к вам в гости на тучке и хочу пригласить вас в путешествие, в котором мы увидим, где живут мои братишки и сестрички. Хотите?
Ответы детей: Да.
Капитошка: Тогда я вас превращу тоже в капельки воды и мы отправимся
с вами в путь.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем детей в капли превращать.
Капля раз, капля два, капли три, четыре, пять,
Беритесь за руки, будем летать.
Капитошка помогает детям одеть на головы шапочки – капельки.
Капитошка: Теперь и вы превратились в капельки воды. Капельки,
полетели!
Дети с Капитошкой цепочкой двигаются по группе змейкой, подходят к стульчикам, садятся. Перед детьми установлен мультимедийный экран.
Капитошка: Мои друзья, мы прибыли с вами в кинозал, и сейчас вы уви-
дите, где мы можем встретить воду в природе. Я буду показывать вам на экране картинки, а вы их называйте, за правильный ответ я буду давать вам фишку-капельку, они нам потом очень пригодятся.
Капитошка на экране демонстрирует слайды «Вода в природе»(туман, снег, дождь, озеро, река, ручей, родник, океан, море, град, роса, айсберг). Дети называют явления, за каждый правильный ответ получая фишки. В процессе просмотра Капитошка просит сравнить изображения с другими предметами. Если дети затрудняются, то он поясняет: что река, издалека, похожа на змейку; озеро - на зеркало; ручей - на длинную ленту; снег - на белое покрывало; град - на конфетки- драже, а родник люди еще называют ключом и т. д.
Капитошка: Вы все правильно назвали. А теперь я вам предлагаю по-
играть в игру, которая называется «Что на что похоже». Проходите вот за эти столы. Перед вами лежат карточки, рассмотрите их внимательно, скажите, какие картинки изображают воду в природе?
Ответы детей: Река, родник, ручей, озеро.
Капитошка: А теперь возьмите карандаш и соедините линией, на что по-
хожа река, озеро, родник, ручей.
Дети работают с карточками. По окончании работы вывешивают карточки на доску, Капитошка подводит итог игры. Хвалит детей.
Капитошка: А теперь подходите скорее ко мне, наше путешествие продол-
жается.
Дети берутся за руки, двигаются по группе, подходят к мольберту, на котором выставлена схема «Круговорот воды в природе».
Капитошка: Ребята, а вы знаете, почему в реках, озерах и других водое-
мах всегда много воды?
Ответы детей.
Капитошка: Вода в водоемах всегда пополняется. Вот посмотрите, капель- ки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Вот из тучки
падают капельки – это идет дождь, они падают на землю, все на земле очень рады: растения, животные, люди. Когда в тучах уже нет больше воды, они исчезают и появляется солнце, оно согревает своими лучами землю и вода в реках, озерах, с мокрой земли начинает испаряться, т. е. превращается в пар, который поднимается снова вверх, к самому небу. Но наверху воздух холоднее, чем на земле, поэтому пар остывает и превращается снова в капельки воды. Когда их становится очень много, они образуют облака и вскоре снова идет дождь. Вот так путешествуют наши капельки. Давайте с вами тоже совершим такое путешествие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Капитошка с детьми играет в подвижную игру «Ходят капельки по кругу».
Капитошка: Я буду мамой Тучкой, а вы, капельки, мои детки. Вам пора
всем отправляться в путь. Веселые капельки спустились с неба на землю и рассыпались там.
Звучит спокойная музыка, дети – капельки разбегаются по группе, прыгают, кружатся, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать:
Скучно капелькам стало поодиночке прыгать.
Собрались они сначала в маленькие ручейки (взялись парами за руки,
а потом встретились ручейки все вместе и потекли большой рукой (дети берутся все за руки и движутся цепочкой).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют, и попали они в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали так капельки в океане, да вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (показывает солнышко, дети присаживаются).
Стали капельки снова легкими (дети поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнца и вернулись к своей маме Тучке. (Все подходят к Тучке).
Капитошка: Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не падали. Понравилась вам игра? Наше путешествие продолжается, беритесь за руки и полетели дальше.
Дети берутся за руки и снова двигаются цепочкой.
Капитошка: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде,
В луже, море, океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замирает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Капитошка подводит детей к плакату, расположенном на мольберте. Предлагает детям сесть на палас.
Капитошка: Посмотрите на эту схему, как вы думаете, что здесь изо-
бражено?
Ответы детей.
Капитошка: Правильно, здесь нарисовано, как вода попадает к нам в дом, и как люди её используют. Кто хочет рассказать как вода попадает к нам в дом?
Дети рассматривают схему и составляют рассказ (если они затрудняются, то Капитошка им подсказывает).
Ответы детей: Вода из реки попадает в очистительное сооружение, а оттуда по водопроводу - в дом. Дома вода течет из крана. Люди моют посуду, варят еду, купаются. Грязная вода вытекая через канализацию, попадает снова в очистительные сооружения, и снова чистая стекает в реку.
За правильные ответы Капитошка дает детям фишки.
Капитошка: Правильно, ребята, только чистая вода после её использования человеком должна снова попадать в реку.
А теперь ответьте: какая же в кране течет вода?
Почему бывает не один кран, а два?
Ответы детей: В кране вода течет уже чистая. В одном кране она холодная, а в другом горячая.
Капитошка: Правильно. А вы знаете, какую воду используют для приготовления пищи?
Ответы детей: Холодную.
Капитошка: Конечно, только холодную воду, потому что в горячую воду добавляют специальное химическое вещество, которое предохраняет трубы от разрушения. Горячую воду еще называют – технической. Ее можно использовать только в бытовых целях: стирать белье, умываться, купаться. А какую воду можно пить?
Ответы детей: Холодную.
Капитошка: Холодную воду можно пить только после кипячения, потому что когда воду из реки пропускают через очистительное сооружение, в нее добавляют специальное вещество для очистки воды, которое называется хлор, а он очень вреден для здоровья. При кипячении хлор разрушается, поэтому нужно пить только кипяченую воду. А вы слышали такое выражение «Берегите воду!». Как вы думаете, что оно означает?
Ответы детей: Что воду нужно беречь.
Капитошка: Правильно, необходимо беречь воду. На нашей планете есть большие и глубокие моря, бескрайние океаны, но в них вода не пригодна для питья, почему?
Ответы детей: Потому что она соленая.
Капитошка: Конечно, вода в морях и океанах соленая, ее нельзя пить или готовить из нее еду. Пресной питьевой воды очень мало на земле и, если люди не будут относиться бережно к ней, то может случиться беда. Вы знаете, что человек без воды может прожить всего лишь три дня? А кому еще нужна пресная вода?
Ответы детей: Она нужна еще растениям, животным, птицам, насекомым.
Капитошка: Правильно, вода нужна всем, потому что без нее нет жизни. А как можно беречь воду?
Ответы детей: Нужно закрывать кран, когда не пользуешься водой. Необходимо ремонтировать кран и трубы, если они протекают. Нельзя загрязнять воду в водоемах, сливать туда грязные отходы.
Капитошка: Наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось? А что больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Капитошка: Нам пора превращаться в детей и возвращаться обратно в
детский сад.
Раз, два – повернись, капля в деток превратись!
Дети поворачиваются вокруг себя, снимают шапочки и за Капитошкой подходят к накрытому покрывалом растению.
Капитошка: Правильно вы, ребята, сказали, что вода нужна всем. Вот и
нашему загадочному растению она нужна тоже. Давайте ваши капельки соберем в лейку и польем наше растение.
Капитошка берет лейку, дети складывают в неё свои фишки-капельки. Капитошка поливает горшочек и снимает аккуратно покрывало.
Капитошка: Посмотрите какое необыкновенное дерево у нас выросло, пока мы путешествовали, а на его веточках сидят разноцветные бабочки. Это призы для вас. В эти бабочки – блокнотики вы можете записывать или зарисовывать что-то интересное.
Капитошка раздает детям призы и прощается.