Екатерина Малащенкова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Комнатные растения. Ознакомление с папоротником»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа, возраст детей:старшая, 5-6 лет.
Цель: Создание педагогических условий для ознакомления с комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся знания детей о комнатных растениях и уходе за ними;
- познакомить с новым видом комнатных растений – папоротником;
- обогащать знания детей о пользе комнатного растения;
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе „Комнатные растения, Ознакомление с папоротником“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Иван Купала. Праздник для детей
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- формировать познавательный интерес к комнатным растениям.
Развивающие:
- Продолжать развивать растениеводческие умения и навыки;
- развивать познавательные процессы (мышление, память);
- развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников;
- формировать положительное, бережное, заботливое отношение к природе, развитие эстетического отношения к ней.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Предварительная работа:
- Систематические занятия по ознакомлению с комнатными растениями;
- работа в уголке природы;
- беседы об особенностях ухода за комнатными растениями;
- экскурсия в кабинет экологии, рассмотрение наглядных пособий.
Демонстрационный материал:
- Папоротник;
- большая лейка;
- влажная тряпочка.
Раздаточный материал:
- Маленькая лейка, влажная тряпочка (по количеству детей).
Активизация словаря: «папоротник», «ветви с предпобегами»
Технологическая карта организации НОД
1. Вводно-организационный этап.
Организация пространства: дети в свободном порядке перемещаются по группе; собираются в уголке природы.
Оборудование: Предметно-развивающая среда группы.
Задача: Настроить детей на образовательную деятельность.
- Ребята, давайте пройдем по группе и рассмотрим окружающие нас предметы.
(воспитатель вместе с детьми рассматривают полки с игрушками, физкультурный, театрализованный уголки, после этого педагог подводит детей к экологическому уголку, где располагаются горшки с комнатными цветами)
Дети спокойны перед занятием, настроены на образовательную деятельность.
2. Мотивационно-побудительный этап.
Организация пространства: дети с воспитателем находятся в уголке природы.
Оборудование: Растения уголка природы, лейка, влажная тряпочка.
Задача: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания детей о комнатных растениях и уходе за ними. Формировать положительное, бережное, заботливое отношение к природе, развитие эстетического отношения к ней.
- Посмотрите, здесь у нас стоят горшочки с комнатными растениями. С некоторыми из них мы с вами уже знакомы. Скажите, чем похожи все эти растения?
- У них у всех есть листочки.
- Всем растениям требуется вода.
- Они все имеют почву.
- Верно, молодцы. Мы можем сказать, что все растения одинаковые?
- Нет.
- Почему же? Чем они отличаются?
- У каждого растения свои листочки.
- И цветут они по-разному.
- Каждое растение требует разного ухода.
- Да, ребята, совершенно правильно. Мы видим, что у одних растений листья маленькие, а у других большие. Они так же могут иметь разную форму – продолговатую, круглую. Посмотрите, какие они красивые!
(дети рассматривают растения)
- Вы сказали, что за растениями нужно ухаживать. Зачем это нужно делать?
- Чтобы растения хорошо росли, распускали цветочки.
- А как мы должны за ними ухаживать?
- Поливать цветы лейкой, протирать листики, чтобы на них не было пыли.
(воспитатель сопровождает слова детей показом: берет лейку и поливает цветок, демонстрирует как протирать пыль с листиков тряпочкой, затем предлагает детям полить цветы из маленьких леек)
(дети наблюдают за действиями воспитателя, затем сами аккуратно поливают растения)
Дети вспоминают имеющиеся у них знания о комнатных растениях и о том, как за ними нужно ухаживать. Бережно, с заботой относятся к растениям.
3. Информационно-аналитический этап.
Организация пространства: дети находятся около стола.
Оборудование: Папоротник, лейки, влажные тряпочка (для воспитателя и детей).
Задача: Познакомить с новым видом комнатных растений – папоротником.
Обогащать знания детей о пользе комнатного растения.
- Ребята, посмотрите, здесь есть новый цветок, необычный. Такого мы с вами еще не видели, правда?
- Да.
(воспитатель ставит растение на отдельный стол для рассмотрения и описания)
- Такое растение называется папоротник. Это одно из самых древних растений на земле, когда-то он был очень больших размеров и составлял целые леса. Что вы можете сказать о нем?
(дети проходят к столу)
- У него странные листочки.
- Длинный стебель, а на нем много-много маленьких вытянутых листиков.
- На самом деле, ребята, папоротник особенное растение. У него совсем нет листьев. А то, что мы с вами называем листьями, на самом деле «ветви с предпобегами». Давайте вместе повторим, чтобы запомнить.
- Ветви с предпобегами. (дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают папоротник)
- За папоротником также требуется уход. Он очень любит влагу, поэтому нужно, чтобы земля в горшке всегда была мокрой, а воздух в комнате достаточно влажный.
- Мы с вами уже разговаривали о размножении растений. Как вы думаете, каким способом размножается папоротник?
- Наверное, делением.
- Совершенно правильно. Чтобы размножить растение, нужно при пересадке отделить корень с 2-3 листочками.
- Но папоротник может служить в качестве лекарства и даже вкусного приготовленного блюда!
- Здорово!
- Я бы хотел попробовать блюдо из папоротника.
Дети знакомятся с новым растением – папоротником, узнают его особенности, пользу.
4. Практический этап.
Организация пространства: дети находятся около стола.
Оборудование: Папоротники, лейки, влажные тряпочки.
Задача: Продолжать развивать растениеводческие умения и навыки.
Способствовать экологическому образованию и воспитанию дошкольников.
- Мы с вами убедились, что папоротник очень необычное и красивое растение. Давайте возьмем приготовленные леечки, влажные тряпочки и поухаживаем за нашими папоротниками, чтобы они росли красивыми и большими.
- Гриша, расскажи, как ты будешь ухаживать за папоротником?
- Сначала аккуратно полью землю из лейки, а потом протру листья.
- Молодец, но ребята, как называются листья у папоротника?
- Ветви с предпобегами.
- Правильно. Аккуратно, не торопясь приступаем к работе.
(воспитатель наблюдает, контролирует процесс, помогает некоторым детям)
(дети ухаживают за растением, по окончанию убирают инвентарь на место)
Дети развивают свои навыки и умения по уходу за растениями, приобщаются к экологическому воспитанию.
5. Заключительный этап.
Организация пространства: дети находятся около стола, перемещаются по группе.
Оборудование: -
Задача: Рефлексия занятия.
- Ребята, с каким растением мы сегодня познакомились?
- С папоротником.
- Кто может рассказать нам про особенности папоротника?
- Папоротник – одно из самых древних растений.
- Оно любит влагу.
- И не имеет листьев.
- Мне понравилось ухаживать за папоротником!
- Теперь в нашем уголке природы появилось новое растение – папоротник, и при дежурстве вы уже будете знать, как за ним ухаживать. А теперь давайте уберем наши растения обратно на подоконник.
(дети прибирают свои рабочие места)
Дети самостоятельно подвели итог занятия.