Наталья Орлова
«Физкультурная сказка» как средство физического и эмоционального развития ребенка. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушливый цветок». А мне, хотелось бы добавить, и, конечно, в мире движений.
Дошкольный возраст - это время активного формирования организма ребенка. В первые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. Зачастую использование только классической структуры проведения физкультурных занятий ведет к снижению интереса детей к ним и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому появилась необходимость использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, которые позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Публикация «„Физкультурная сказка“ как средство физического и эмоционального развития ребенка, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Результаты научных исследований подтверждают, что интерес к непосредственно образовательной деятельности физическими упражнениями у дошкольников в первую очередь обусловлен эмоциональными факторами. Эмоциональность может быть достигнута благодаря образным упражнениям и сюжетам сказок, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных, и музыкальному сопровождению.
Поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привел к авторской программе нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
Каждое занятие, согласно программе Николая Николаевича Ефименко, представляет собой ситуационную мини-игру (СМИ, в которой дети в ролевой или «подражательной», имитационной игре выступают то в роли животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев.
Общепринятая система движений на таких занятиях видоизменена. Выделяются следующие двигательные режимы: лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой и прыжковый. В основу занятий с детьми положена «физкультурная» сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, формировать у детей необходимые духовные качества.
Физкультурная сказка автором рассматривается как система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.
Данная форма работы подходит для работы с детьми любого возраста, так как включает себя два взаимосвязанных элемента: игру и сказку.
Игра является ведущим видом деятельности на протяжении
всего дошкольного возраста, а сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст - «возрастом сказок». Такое сочетание позволяет повысить
интерес дошкольников к занятиям физической культуры.
Физкультурные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений, народных сказок и могут быть авторскими.
Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Дети не только выполняют упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаются в изображаемого героя и пытаются показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. На таких занятиях дети не замечают, что это - занятие по физической культуре, так как являются полноправными участниками сказочного театрального действия.
Физкультурные сказки помогают мне при решении педагогических задач:
1. Организация детей на занятии.
2. Создание позитивного эмоционального фона.
3. Повышение мотивации к двигательно-игровой деятельности.
4. Комплексное воздействие на развитие личности ребенка.
В своей практике использую проведение физкультурных сказок - по единому сюжету. Соблюдаю условия физкультурной сказки :
• сюжет должен быть фантастическим, который не может произойти в реальной жизни;
• присутствуют элементы дозированной драматизации, т. е. негативные персонажи;
• внесение в сказку юмора, веселья.
Темы физкультурных сказок обычно перекликаются с темами других занятий, проводимых воспитателями.
Благодаря педагогической заповеди программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста», по которой я работаю, «играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать» дети получают радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении физкультурных сказок, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
Таким образом, можно сказать, что «физкультурные сказки – это средство формирования здоровья, физического, эмоционального, умственного и речевого развития ребенка. У наших детей сформирована потребность и желание заниматься физической культурой. И я, считаю это - главным результатом своей работы.
Уважаемые коллеги, используйте главный принцип современного педагога:
«Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью» и вы сможете целенаправленно и систематично воздействовать на духовную, физическую и психическую сферы ребёнка.