Виктория Штинникова
Фитбол-гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Неутешительная статистика ухудшения здоровья детей ставит перед дошкольными организациями задачу поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы, направленных на укрепление и сохранность здоровья воспитанников.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется формированию правильной осанки, совершенствованию координации движений, развитию активности, выносливости, гибкости.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Публикация «Фитбол-гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Старшая группа
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Внедрение фитбол - гимнастики довольно легко вписывается в образовательный процесс ДОУ.
Основная форма работы – физкультурные занятия, спортивные развлечения.
В основе Фитбол-гимнастики лежат общеразвивающие упражнения.
Физкультурные занятия с фитболом проводятся в традиционной форме по частям: подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей, «змейкой» между мячами, бег вокруг мячей, друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине. Пружинистые покачивания обеспечивают выравнивание спины, возбуждают согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.
В основной части занятия используются и. п. - лежа животом на мяче, лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и. п. позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, координацию движений; укреплять неспецифические защитные силы организма.
Заключительная часть состоит из ходьбы вокруг мячей, упражнений в и. п. - сидя на мяче в сопровождении медленной музыки на релаксацию, восстановление дыхания.
Программа предусматривает:
1. Оздоровительное воздействие Фитбол-гимнастики на организм детей.
2. Преемственность в решении задач с образовательной программой ДОУ
3. Создание условий для Фитбол-гимнастики.
Целью работы кружка является повышение уровня физической подготовленности детей и укрепление их здоровья.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:
1. Развитие двигательных качеств;
2. Обучение основным двигательным действиям;
3. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
4. Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
5. Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
6. Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
7. Развитие мелкой моторики и речи;
8. Адаптация организма к физической нагрузке.
Материальное обеспечение:
Физкультурный зал.
Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга.
Фитболы для группы детей.
Необходимы фитболы разного диаметра от 30 до 40 см. с рожками иди ручками, за которые дети будут держаться во время выполнения упражнений.
Музыкальная колонка и ноутбук.
Некоторые упражнения проводятся под музыкальное сопровождение, детям старшего возраста показывают видео с выполнением упражнений.
Продолжительность одного занятия по фитбол-гимнастике в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин.
Количество занятий кружка: одно занятие в неделю.
Методика проведения
.
Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
При обучении физическим упражнениям на фитболе применяется
1. показ при знакомстве детей с новыми движениями (движение демонстрируется несколько раз);
2. имитация, прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости;
3. словесные приемы, т. к. многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», дети старшего возраста их могут выполнять без сопровождения показом;
4. наглядные приемы с использованием пособий для уточнения построения в виде схемы, фотографии, видео-ролика;
5. зрительные ориентиры, помогающие детям уточнить направления движения и разнообразить занятие;
6. звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр. ;
7. сюжетный рассказ используется для создания у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения;
8. беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений на фитболе;
9. индивидуальная помощь используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха.
С целью закрепления двигательных навыков, упражнения на фитболе проводятся в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, усиливающий воздействие упражнений на организм, способствующий проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам: решительность, честность, благородство.