Наталья Бивол
Дыхательные тренажеры для коррекции звукопроизношения с детьми дошкольного возраста
Мастер-класс
«Дуем, дуем, задуваем – произношение звуков улучшаем!»
Цель. Развивать речь дошкольников (младших школьников) формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования дыхательных тренажеров.
Ход мастер-класса
Постановка проблемы
- Здравствуйте, уважаемые эксперты.
- в начале нашего разговора я хотела бы угостить вас конфеткой. Возьмите конфетку, положите ее себе за щеку и прочитайте скороговорку.
Публикация «Дыхательные тренажеры для коррекции звукопроизношения с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Получилось ли у вас четко прочитать скороговорку?
- Почему?
- Обратите внимание на экран.
(небольшой видео-ролик, где ребенок (имеющий проблемы в развитии речи) читает эту же скороговорку, но без конфеты)
- Как вы думаете, почему у ребенка не получилось прочитать четко скороговорку?
- У ребенка нет конфеты, но он испытывает трудности в произношении звуков.
Теоретическая часть
- Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят порой стойкий характер. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Поэтому с целью увеличения объема дыхания и нормализации его ритма, отработки плавного, длительного выдоха мною был разработан и реализуется логопедический проект «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному:
- Давайте произнесем звуки «м, мь», «н, нь»
- Воздух проходит через носовую полость
- произнесем звуки : «б, бь», «д, дь»
- Выдох воздушной струи через рот.
- При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот.
- Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
- Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
- В моей работе по развитию дыхания помогают различные дыхательные тренажеры, с работой некоторых из них я сегодня бы хотела вас познакомить.
Работа в фокус группах
- Я предлагаю вам пройти за три стола, на которых находятся разнообразные тренажеры.
- Сейчас самостоятельно в течение трех минут вы пользуетесь тренажерами, инструкция к применению находится возле каждого тренажера. Ваша задача определить цель использования данной группы тренажеров
Обсуждение
1. Тренажеры 1 группы способствуют развитию сильного плавного ротового выдоха и формированию звуков [ш], [р]
2. Тренажеры 2 группы способствуют развитию длительного выдоха, укреплению мышц губ и формированию звуков [с], [ж]
3. Тренажеры третьей группы
Вывод
- Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Целенаправленная работа по развитию дыхания, выработки воздушной струи дает заметный, положительный эффект и облегчает работу по постановке необходимых звуков. Все педагоги, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, могут использовать на своих занятиях данные тренажеры, только необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени не больше 3-х минут (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
- Так же я подготовила для вас буклет, в котором дала рекомендации по организации игр на дыхательных тренажерах
Буклет. (раздаю буклеты)