Любовь Медведева
Проект по коррекции звукопроизношения «Речь на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №100 «Дюймовочка» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
ПРОЕКТ
по коррекции звукопроизношения
на тему:
«Речь на кончиках пальцев»
Выполнила: учитель-логопед МДОУ д/с № 100
Медведева Любовь Анатольевна
Люберцы 2019
Публикация «Проект по коррекции звукопроизношения „Речь на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проект по развитию речи посредством развития мелкой моторики: «Речь на кончиках пальцев»
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи,ожидаемые результаты и продукт
4. Этапы реализации проекта
5. План мероприятий
6. Ресурсы
7. Выводы
8. Литература
Введение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает его работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. В связи с этим, на каждом занятии учитель-логопед включает упражнения и игры на развитие мелкой моторики.
Все же первостепенной задачей для учителя-логопеда является постановка и введение звуков в самостоятельную речь ребенка. Этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Для решения обеих задач мною были подобраны и разработаны игры, которые стимулируют интерес ребенка к самостоятельной работе, поддерживают положительный эмоциональный фон во время занятия и развивают творческие способности воспитанника.
Проект ориентирован. в конечном итоге, на решение одной главной проблемы- выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию моторики рук,и как следствие, активизация речевого и психического развития детей дошкольного возраста.
Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает процесс коррекции звукопроизношения и ввод поставленных звуков в речь, предметом деятельности является процесс развития мелкой моторики кистей и пальцев ребёнка.
Актуальность создания проекта
В настоящее время родители и педагоги крайне озабочены готовностью дошкольника к школе и в первую очередь развивают навыки чтения и счета. В то же время, остается недооцененным то, насколько хорошо развита у ребенка мелкая моторика. Однако, развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий успешного овладения письмом. Дети с неразвитой моторикой и зрительно-двигательной координацией часто испытывают утомление руки в процессе письма, «теряется» строчка, не получается правильно написать буквы,что снижает интерес и успеваемость в процессе обучения.
Давно доказана прямая зависимость сформированности речи от уровня развития мелкой моторики. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Ребенок, не имеющий проблем с развитием тонких движений рук, как правило, более усидчив, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Речь не может формироваться изолированно,ее развитие идет в комплексе с общим развитием, как физическим, так и психическим.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей-приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики,поскольку любой стране нужны грамотные, всесторонне развитые личности, стремящиеся самообразовываться и саморазвиваться.
Цели,задачи,ожидаемые результаты и продукт.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для коррекции, обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи,создание условий для успешной учебной деятельности.
Тактические цели:
1. Выявление и устранение нарушений речи, сдерживающих дальнейшее развитие ребенка и являющихся причиной неуспеваемости.
2. Формирование навыков мелкой моторики, направленных на преодоление моторной неловкости
3. Организовать пропаганду специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей дошкольников
Задачи.
Для детей:
Коррекционно-воспитательные : воспитание усидчивости, выдержки,создание положительного эмоционального настроя и желания заниматься у детей.
Коррекционно-образовательные : стимулировать развитие речи через активацию движений пальцев рук,овладеть приемами самомассажа и расслабления, тактильной чувствительностью и умением оперировать мелкими предметами,скоординировать движения обеих рук,сформировать переключаемость с одного вида движения на другое, повысить уровень зрительно-двигательной координации,моторной ловкости,формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, ритмичности, тактильного восприятия.
Коррекционно-развивающие : развитие познавательных процессов, (речи,мышления,памяти,воображения,зрительно-моторной кооординации)
Для педагогов и родителей:
обеспечить реализацию воспитательных,развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности в рамках реализуемого проекта;
пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материал по реализуемому проекту.
Ожидаемые результаты
Рост интереса детей ко всем видам двигательной деятельности (шнуровка, открывание-закрывание, застёгивание-расстегивание, прикручивание-откручивание, пальчиковая гимнастика, и тд)
По мере совершенствования двигательных навыков отметится мотивация к речевому общению (с задействованием разработанных дидактических игр)
Повысятся произвольное внимание и память детей
Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта,обогатится эмоциональная сфера;
В ходе самостоятельной и совместной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.
Продукт
Комплекс коррекционных и дидактических игр,заданий, упражнений, разработанный для использования в работе всеми специалистами группы, направленный на развитие мелкой моторики и,как следствие, высших психических процессов, главным образом,речи.
Аннотация проекта
Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики,применяемый во всех видах занятий, для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР. Занятия проводятся в игровой форме, во время игры максимально реализуется ситуация успеха,работа происходит естественно,не возникает психического напряжения.
В основу данного проекта положены следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования,целью которого является развитие ребенка и реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.
3. Принцип доступности, построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности с дошкольниками является игра
4. Принцип гуманизации :
-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
-признание неограниченных возможностей развития потенциала каждого ребенка;
-уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
5. Принцип систематичности, решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности в рамках группы и семьи
Пути решения проекта
Разработать систему реализации идеи на основе реальной практики и возможностей ДОУ.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2019-20 уч. год
№
п/п
Этапы проекта
Цель
Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
(сбор информации по теме) -Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.
-Диагностика сформированности мелкой моторики детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии и выстроить систему работы.
-Формулировка проблемы : «Стимулировать речевое развитие,психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
Сентябрь 2019
2.
Практический (основной) этап -Работа с детьми: игры с предметами (замочки, прищепки, липучки и тд,мозаика, шнуровки, упражнения с элементами театрализованной деятельности (пальчиковый театр, гимнастика,пластилиногра
Работа с педагогами:
Семинар-практикум для воспитателей логоп. гр. «Речь на кончиках пальцев»
Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий.
Работа с родителями
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы(
Консультации,
привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики,
организовать выставку пособий в группе)
Октябрь-май
октябрь
В ходе реализации проекта
3.
Обобщающе-результативный этап Определить эффективность проводимой работы по развитию мелкой моторики и формированию психо-речевого развития детей;
Итоговая диагностика в конце учебного года;
Анкетирование родителей.
Апрель-май 2020
4.
Презентация проекта Анализ проделанной работы по проекту «Речь на кончиках пальцев» -форма отчета –ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Проанализировать с педагогами ДОУ и ПМПк результативность проекта;обменяться опытом работы по проектной деятельности;
Выставка игр и пособий на педсовете ДОУ
Май 2020
Ресурсное обеспечение проекта
Методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды, информационные интернет ресурсы
Фонд методического кабинета:
библиотека,игротека,аудиотека,фонотека
Финансовые ресурсы: собственные средства, помощь ДОУ
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями,уровнем подготовки ребенка к школе, в том числе качеством речи и сформированности мелкой моторики, заинтересованностью ребенка образовательным процессом)
2. Отсроченный результат :успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Выводы
Проект имеет прогрессивный характер и должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольного педагогического коллектива и родителей
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ /Е. С. Евдокимова. -М. :ТЦ Сфера,2006.-64с.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие//Л. С. Кисилева,Т. А. Данилина,Т. С. Лагода и др. -М. :АРКТИ,2003-16с.
3. Прокофьева Л. Б. Взгляд на качество образования с позиций методического подхода. Сборник научных трудов/Л. Б. прокофьева, Г. А. Воронина ;под ред. И. М. Осмоловской. -М. :ИТиИП РАО,2004.-503с.
4. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду /Л. Л. Тимофеева. -СПб. :ООО «Издательство «Детство –пресс»,2011.-80с.