Тамара Инжеватова
Игра в коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей в значительной мере определяется потребностью пользования языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся использованию игры при обучении детей (Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Эффективность логопедических занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона, интереса детей к заданиям, учета педагогом имеющегося у детей практического и собственно вербального опыта.
Игровая деятельность хорошо знакома ребёнку старшего дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.
Использование игровых методов позволяет решить сразу несколько задач:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приём отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка, и помощь родителей — залог успеха в этой работе.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Большую помощь логопеду в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приёмы и формы работы.
В своей практике часто использую игру «Огород». Применять её можно на разных этапах автоматизации и дифференциации звука. Базовый вариант игры предложен И. Л. Лебедевой. Я в ходе работы несколько изменила её и добавила варианты.
В игре участвует 2 или 4 игрока. На столе квадратом (44) раскладываются предметные картинки. На углах ставятся мелкие игрушки, в названии которых присутствует автоматизируемый звук. Один из персонажей – хозяин огорода, остальные непрошеные гости. Ходить можно только горизонтально или вертикально на соседнюю картинку, не перепрыгивая через одну или несколько. Хозяин может прогнать непрошеных гостей, если кто-нибудь из них окажется на соседней с ним диагональной картинке. Роль хозяина берёт на себя логопед. Если играют двое, то каждый игрок водит две фигурки. Если четверо, то у каждого игрока по игрушке. Игроки по очереди передвигают своих персонажей, выполняют задание, стараясь не попасться хозяину. Пойманный нарушитель выходит из игры. Задание зависит от этапа работы.
На этапе автоматизации изолированного звука ставится игровая задача – посадить огород. Ребенку предлагается выбрать картинки для огорода. Логопед называет картинку, ребенок определяет, присутствует или нет автоматизируемый звук в слове. Если да, то кладёт «грядку», произнося звук. Нет – убирает картинку в сторону.
На этапе автоматизации звука в слоге игровая задача меняется – ухаживать за огородом. Проговаривать слоги, передвигая своего персонажа по картинкам вертикально и горизонтально, «поливая», «удобряя», «продёргивая сорняки» и т. д. Ребенок выступает в роли хозяина огорода (одна игрушка).
На этапе автоматизации звука в слове игровая задача – прогнать непрошеных гостей. Задание – называть картинку, передвигая игрушку.
На этапе автоматизации звука в словосочетаниях игровая задача – прогнать непрошеных гостей. Задание – сказать, где находится персонаж (словосочетание с предлогом НА).
На этапе автоматизации звука в предложениях игровая задача – прогнать непрошеных гостей. Задание – составить «историю» (предложение) про своего персонажа и предмет или объект, на котором он находится.
Дифференцируя оппозиционные звуки, используем те же варианты игры, выбирая картинки и персонажей с разными звуками. Или часть картинок (персонажей) с одним звуком, часть – с другим.
Игра помогает сделать занятие увлекательным, весёлым, эффективным.