Оксана Литовкина
«Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение правил, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлинённый выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все представленные ниже игровые упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Общие правила выполнения упражнений:
Публикация «„Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 градусов;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
сопроводительный текст произносит взрослый.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
вдох должен быть плавным и длительным;
необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
не повторять много раз подряд упражнения, так как от этого может привести к головокружению.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуются следующие упражнения:
«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического дыхания)
Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается», и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).
«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)
Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т. д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Футболисты»
Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик», стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Снежинка», «Листочек»
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.
«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик», подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Пароход гудит»
Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти посередине языка.
Кроме того, что дыхательные упражнения положительно сказываются на развитии речи и звукопроизношения в частности, они также направлены на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии.
Дыхание — главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.
Использованная литература:
1. Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.
2. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. - М. : Школьная Пресса, 2007.
4. Ресурсы интернета