Марина Симакина
Конспект комплексного занятия «Конус и все, что с ним связано»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
Возраст: 5-6 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: решение проблемных ситуаций, игры с правилами, игровые упражнения.
Цель:
1) Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
Публикация «Конспект комплексного занятия „Конус и все, что с ним связано“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
3) Закрепить умение выделять и называть свойства предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами;
4) Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: муфта с фигурами, предметные картинки.
Раздаточный: листы бумаги, трафареты, карандаши.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, какие игры они любят больше всего, и предлагает им поиграть в новую игру - «Отгадай, кто я?».
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Отгадай, кто я?».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представление о свойствах объектов, о причинно-следственных связях между объектами и их свойствами и об использовании свойств объектов для их распознавания;
2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, развивать память, речь, воображение, логическое мышление.
Воспитатель закрывает глаза, к нему молча, подходит кто-либо из детей. Воспитатель, ощупывая ребенка, проводит рассуждения. Например, если есть косички, значит, это девочка. Косички в нашей группе у Маши и Кати. На девочке надет сарафан. В сарафане сегодня пришла Маша, значит, девочка, стоящая передо мной, - Маша.
Дети выражают желание быть водящими.
Воспитатель предлагает им поиграть в эту игру с детьми детского сада, который находится в стране геометрических фигур.
2.2 Игра «Необычный детский сад» (начало).
Дидактические задачи:
1) Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах, умение выявлять геометрические формы в предметах окружающего мира, закрепить счетные умения;
2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, развивать тактильную память, речь, воображение, логическое мышление.
Дети подходят к столу, на котором находится муфта с геометрическими телами – шаром, кубом, цилиндром и т. д. по количеству детей. Также в муфте есть один конус.
Дети должны двумя руками ощупать фигуру, которая им известна, и описать ее, например:
- То, что я взял, - круглое, гладкое, может катиться. Это шар.
Каждый ребенок описывает, называет, а затем вынимает одну фигуру, после чего идет к другому столу и выбирает из лежащих на нем картинок ту, которая по форме напоминает вынутую фигуру. Картинки могут быть такими: мяч, яблоко, коробка из-под торта, телевизор, цилиндрический бокал и т. п.
Дети кладут и ставят вынутые ими фигуры на стол. Рядом с фигурой кладут выбранную картинку.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Необычный детский сад» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о конусе;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, воображение, логическое мышление.
В муфте остается конус – неизвестная детям фигура. Возникает затруднение.
Дети по очереди ощупывают конус, пытаются его описать, но никто не может назвать.
- Смогли вы назвать новую фигуру? (Нет)
- Почему? (мы ее не знаем).
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Необычный детский сад» (окончание).
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о конусе и его свойствах, умение называть конус, распознавать форму конуса в предметах окружающей обстановки;
2) Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель говорит детям, что это похоже на то, как если в их группу пришел незнакомый мальчик и стал играть в игру «Отгадай, кто я?».
- Смогли бы вы угадать незнакомого мальчика? (Нет, так как он нам незнаком).
- Что же нам надо вначале сделать? (Познакомиться).
Воспитатель достает конус из муфты. Дети спрашивают как его зовут, и воспитатель сообщает имя этой фигуры – КОНУС. Дети хором произносят новое слово.
Воспитатель показывает конус с разных сторон и просит детей описать новую фигуру:
- Опишите конус. На что он похож? (На колпачок, на морковку и т. д.).
Можно показать детям молодую шишку сосны и рассказать о том, что «конус» в переводе означает «шишка».
Затем воспитатель помогает детям сравнить конус с цилиндром – чем они похожи и чем отличаются, старается вовлечь в обсуждение всех детей. Дети должны заметить, что и конус, и цилиндр стоят на круге, но у конуса круг один, а у цилиндра – два; цилиндр катится прямо, а конус – вокруг своей вершины и т. д.
В завершении воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь никто не ошибется в игре «Отгадай, кто я?».
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Найди похожие предметы».
Дидактические задачи:
закрепить умение видеть конусообразную форму в предметах окружающего мира,тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Воспитатель рассказывает, что конус загрустил потому, что в группе нет никого, кто был бы на него похож.
Он предлагает детям подойти к фланелеграфу, на котором находятся карточки с изображением предметов различной формы (можно использовать не рисунки, а предметы). Дети должны взять, принести и положить рядом с конусом по одной карточке (одному предмету, которые имеют конусообразную форму.
В завершении конус благодарит детей.