Антонина Полетаева
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театральную деятельность с привлечением родителей
▼ Скачать +Заказ
Полетаева Антонина Ивановна,
воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 262 комбинированного вида»
г. Омск (Октябрьский Административный Округ)
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театральную деятельность с привлечением родителей
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театральную деятельность с привлечением родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была и остаётся актуальна во всех видах деятельности дошкольников, в том числе и театральной.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом изучения многих классиков русской и зарубежной педагогики: Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, и др.
Проблема изучения театрализованной деятельности и игр нашла отражение в исследованиях Л. В. Артемовой, Л. С. Выготского, и др.
Педагог Р. С. Буре так говорил о значении театрализации : «… А исполнение роли ребёнком становится средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям, проявлению честности, настойчивости и прочее…».
В. А. Сухомлинский писал: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и нравственные оценки» [5, с. 56].
Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии.
Театрализованная деятельность действительно формирует опыт навыков нравственного поведения. Она приносит неоценимую пользу для воспитания духовной нравственности, являясь едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника, позволяющей ребёнку отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, имеющей неоценимое значение для духовно-нравственного воспитания.
Театральная деятельность, по моему мнению, является эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей в детском саду. Ведь это одна из наиболее доступных и предпочитаемых деятельностей для ребёнка старшего дошкольного возраста. Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают детей, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывают его мнение, договариваются о том, что они будут играть вместе, согласовывают свои желания друг с другом. Дошкольники учатся соучастию.
Благодаря восприятию и пониманию литературных произведений, анализу поступков литературных героев, которые дети разбирают вместе с воспитателем при подготовке к театрализованной деятельности, они познают мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. В них мы видим дружбу, доброту, честность и смелость. Это позволяет нам педагогам оказывать воспитательное влияние на детей.
Для радостной и непринужденной театрализованной деятельности в группе, я постаралась организовать и оформить развивающую предметно-пространственную среду, главное назначение которой было обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли. В нашей группе организован уголок театрализованной деятельности. Здесь имеются различные виды театров («бибабо», настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе) и различные реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, шапочки-маски, костюмы, игровой реквизит).
В создании театрального уголка, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, оказали активную помощь родители. Они, несмотря на занятость, принимают активное участие в подготовке детей к театральной деятельности : помогают в изготовлении различных театров, костюмов, организации детских спектаклей.
Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. Согласно годовому плану, в нашем детском саду проходил смотр-конкурс «Театральная игрушка» в рамках творческого фестиваля «Театр – это чудо!». На выставке были представлены различные театральные куклы и всевозможные виды театра, выполненные руками родителей и воспитанников моей группы.
Такая замечательная выставка помогла заинтересовать детей миром театра, развить детское воображение, а самое главное приобщить родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Ведь именно родители являются образцом для подражания своих детей, а так же носителями духовных ценностей.
Используя интернет-ресурсы, я провела ряд консультаций для родителей : «Театр глазами детей», «Роль театра в духовно-нравственном воспитании» и т. п. Целью таких консультаций было раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей через театрализованную деятельность, как в детском саду, так и в семье.
Дети не отстают от своих родителей, они с большим удовольствием принимают участие в конкурсах, организуемых в ДОУ. С большой ответственностью они подошли к изготовлению своими руками бумажного театра по сказке «Колобок» для выставки.
Работая над данной темой, мною были организованы детские тематические выставки «Мы рисуем сказку», «Любимый сюжет из сказки», где дети изображали так хорошо знакомых героев сказок. Роль выставок в воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, дети получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед другими детьми и родителями, получить оценку своих творческих работ.
При выполнении работ на выставки перед детьми встает важная задача – научиться правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, а радоваться за успехи друзей.
С большим удовольствием дети раскрашивают картинки-раскраски, закрепляя знания о героях любимых сказок и оценивая их поступки.
Несомненно, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Свою работу по ознакомлению дошкольников с театром я начинала с бесед, цель которых, сформировать на эмоциональном уровне представления о театре, как виде искусства. В процессе бесед я предлагала детям обсудить такие вопросы: Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Как надо вести себя в театре? и т. д. После бесед на темы театрального этикета, дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре.
Чтобы развивать интерес детей к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни нашего города, я проводила игры-путешествия, виртуальные экскурсии, показывала презентации.
В играх «Покажи эмоции», «Пиктограммы эмоций», «Выражение эмоций» дети учатся лучше понимать эмоции и чувства, как свои, так и любимых героев.
Дидактические игры на материале знакомых сказок: «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики помогают не только запомнить сюжет, но и воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь.
Необходимо отметить, что все игры я сопровождала беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Беседа проходят непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения.
В своей работе с детьми я преследовала конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т. д. Все эти качества я формирую в ходе разыгрывания сказок и инсценировок, игр-драматизаций по сказкам, театрализованных представлений, режиссерских игр.
Осенью в нашей группе проводились «Осенние посиделки», где дети показали сказку «Репка» на новый лад. Они с нетерпением ждали этого мероприятия и очень серьезно готовились к показу сказки. Они как настоящие актёры вживались в свою роль.
В период пандемии, когда просмотр театров для детей в ДОУ стал невозможным, в нашей группе зародилась хорошая традиция снимать спектакли на видеоролики и показывать их детям младшей группы. Нами были сняты и показаны спектакли «Теремок», «Заюшкина избушка». Это воспитывает в детях огромное желание доставить радость и наслаждение своим младшим друзьям от просмотра спектакля, формирует ответственность за выполнение общего дела.
Воспитанники моей группы стали участниками городского фестиваля «Театральная весна» со спектаклем «Теремок».
Вся работа, проводимая мною в группе, направлена на развитие творческих способностей воспитанников в ходе театрализованной деятельности, способствует повышению уровня духовно-нравственного воспитания старших дошкольников, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.
Я надеюсь, что представленный опыт работы по данной теме вас заинтересует, и будет использоваться в работе.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. ;
2. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М. ,1984г.
3. Потаповская Ф. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М. : Планета 2000,2002.
4. Артёмова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников// Дошкольная педагогика. 2012.№6
5. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 3-х т. Т. 1/ В. А. Сухомлинский; Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль; Редкол. : Н. П. Кузин (гл. ред.) и др. ; Предисл. Н. П. Кузина, А. Г. Дзеверина, с. 7- 24; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1979. –229 с.