Галина Кочерыгина
Духовно-нравственное воспитание и казачий образовательный компонент в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание и казачий образовательный компонент в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанную в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании». Детский сад «Тополек» реализует Основную образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой, одной из парциальных программ в которой является программа по социально – коммуникативному развитию «Дорогою добра» Л. В. Коломийченко, а так же серия книг И. А. Лыковой В. И. Шипуновой «Народный календарь»
Дополнительно используем программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию :
Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной, Целью которой авторы ставят: развитие у детей целостного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов
Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ : обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях семьи и русского Православия. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, которых активно включаем в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. В работе с детьми в рамках данной темы мы выбрали такие формы духовно-нравственного воспитания как :
• организация семейных праздников, совместных досугов;
• благотворительных акции;
• социальное партнёрство;
• проведение тематических бесед;
• участие детей во всех видах деятельности (тематические выставки, слушание духовной музыки, оформление родительских уголков).
Данные формы работы реализовывались через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, прогулок, использование специально отобранных народных сказок, рассказов, притчей и малых фольклорных форм (поговорок, потешек, пословиц).
Наш детский сад заключил соглашение о сотрудничестве с настоятелем храма прихода святителя Николая станицы Багаевской Шахтинской и Миллеровской епархии. Сотрудничество с Благочинным приходом Багаевского округа, протоиреем Александром Маштановым дает возможность детям нашего детского сада принимать участие в творческих конкурсах организованных ими, в детском саду проводятся «Уроки милосердия», дети нашего детского сада регулярно проходят обряд «Причастия», весной прошлого года проведено «Освящение» здания детского сада.
В октябре 2019 года по приказу Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области наш детский сад получил статус «казачье» учреждение. Основная цель реализации в ДОУ национально-регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой, природой донского края.
Региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края. Содержание выступает эффективным средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.
К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, ДОУ реализует наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:
-знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности;
-знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;
-создание системы работы с социумом, погружая дошкольников в сферу культурных ценностей и смыслов;
-создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Сороки», «Пасха на Дону», «Красная горка», «Троица». Игровые программы: «В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»; праздник казачьей песни; ярмарки «Что нам осень принесла?» и др. Познавательное развитие: Казачьи промыслы : гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, вышивка и др.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине мы стараемся путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки.
Для эффективной реализации регионального компонента необходима так же подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.
Внедряя в практику работы региональный компонент, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Поэтому, с целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.
Результатами проделанной работы являются:
• положительная динамика показателей качества обучения и воспитания;
• расширение знаний детей о семье, о родном крае;
• развитие любознательности и познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие коммуникативных навыков: умения работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т. д.
Реализация данной работы помогает воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещении, 2009.
2. Афоризмы. Золотой фонд мудрости Еремишин О. - М. : Просвещение; 2006.
3. Абрамова А. А. Формирование культуры родительства в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. культуролог. наук. М., 2011.
4. Лисица В. А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011.
5. Бибко Н. С. Сказка приходит на урок. М. 1996.