Костюк Олеся Юрьевна
Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать
ГДОУ № 46 «Василек»
«Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» (проектная деятельность)
Творческое название: «Я учусь любить и беречь»
Предмет исследования: Домашние животные и их детёныши
группы раннего возраста № 1
«Подсолнушки»
г. Красный Луч
2022 – 2023
Информационная карта проекта
«Я учусь любить и беречь»
Публикация «Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
«Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».
Автор: Костюк Олеся Юрьевна, воспитатель ГДОУ № 46 «Василек», города Красный Луч.
Творческое название: «Я учусь любить и беречь».
Предмет исследования: домашние животные и их детёныши.
Актуальность темы: милосердие и доброта… В последнее время мы всё чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, думающими и заботливыми людьми, то с самых ранних лет нужно, нам взрослым, вызывать у ребёнка желание о ком-нибудь заботиться, кому-либо сопереживать. А взаимодействие с животными – это один из наилучших способов воспитания мягкости, доброты, терпения и сострадания. Обучение доброте и бережному отношению к братьям нашим меньшим станет важнейшим этапом воспитания детей, способным повлиять на всю дальнейшую жизнь человека.
«Пока мы боль чужую чувствуем,
Живёт в сердцах и сострадание».
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о домашних питомцах, не умеют за ними ухаживать, проявлять заботу, у них не сформировано чувство ответственности «за тех, кого приручили».
Гипотеза: познакомив детей с основными видами домашних животных, их повадками, особенностями содержания и питания, научив детей узнавать родителей и детенышей этих животных, показав наглядно, как животные заботятся о своих детенышах, оберегают их, удастся развить в детях такие нравственные качества, как доброта, ответственность, потребность любить и защищать.
Ожидаемые результаты: в процессе реализации проекта ожидается, что привитие любви, внимания и бережного отношения к животным будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств дошкольников. Желание детей осуществлять о ком-либо заботу, проявлять внимание к братьям нашим меньшим станет прекрасным показателем их душевного состояния. В их сердце появятся доброта, милосердие, сострадание и любовь.
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий, краткосрочный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Сроки реализации проекта: с 01 октября по 01 ноября 2022 года (один месяц).
Участники проекта: дети 2-3 лет, педагоги, родители.
Этапы проекта:
-Организационно-подготовительный.
-Основной.
-Заключительный.
Цель проекта: воспитание любви и заботливого отношения к братьям нашим меньшим.
Задачи: расширить представления детей о животных; расширить словарный запас детей; воспитать желание заботиться о своих питомцах; учить узнавать и правильно называть животных и их детёнышей; привить любовь и внимание к живой природе; формировать обобщающие понятия: «мама», «ребенок», «забота», «семья», «любовь»; развивать творческую активность, внимание, воображение, память; развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
Интеграция:
-социально-коммуникативное развитие- чтение художественной литературы;
-познавательное развитие – ознакомление с окружающим миром;
- речевое развитие – пополнение словарного запаса детей;
- художественно-эстетическое развитие - художественное творчество детей.
Организационно-подготовительный этап: анкетирование родителей по заявленной теме; обсуждение целей и задач проекта с родителями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом; создание условий, необходимых для реализации проекта: подбор методической, познавательной, художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме; подбор материала для игровой деятельности; подбор необходимых материалов для творческой и продуктивной деятельности.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: художественно-речевой центр, игровой центр, центр художественного творчества, музыкально-театральный центр.
Художественно-речевой центр: использование обучающих карточек «Домашние животные и птицы», «Звери и их детёныши», рассматривание фигурок животных, тематических альбомов «Чья мама?», «Кто, где живёт?». чтение потешек, поговорок, загадок, стихов и сказок о животных, просмотр мультфильмов о домашних питомцах.
Игровой центр: дидактические, ролевые и подвижные игры: «Кто как кричит?», «Построй домик для зверят», «Покорми животных», ассоциативное лото: «Узнай, чей ребёнок?», «Кто в домике живёт?», физкультминутки: «Мишка», «Уточки», «Хомячок».
Центр художественного творчества: создание образов животных в сотворчестве с педагогом на занятиях рисования, лепки и аппликации, моделирование из пластилина жилищ животных.
Музыкально-театральный центр: разучивание и исполнение песен о животных, проведение музыкально-ритмических игр с имитацией движений животных, организация пальчикового и кукольного театров, постановка сказок о животных
Заключительный этап: составление фотоальбома «Любимые питомцы моей семьи» совместно с родителями; выставки в группе «Хомячок», «Черепаха», «Разноцветный попугай»; фотовыставка в группе «Мой питомец». Пополнение библиотеки группы книгами о животных; оформление альбома рисунков о домашних животных; пополнение игрового центра играми и игрушками на тему «домашние животные»; пополнение пальчикового и кукольного театров персонажами животного мира; приобретение масок животных для уголка ряжения; пополнение картотеки утренней и пальчиковой гимнастик темами животных.
Публикация на международном образовательном портале Maam.ru.
Фотоальбом «Любимые питомцы моей семьи»:
1. Семья Арины А.
2. Семья Леры Б.
3. Семья Лизы В.
4. Семья Ани К.
5. Семья Данила К.
6. Семья Ильи О.
7. Семья Эмилии С.
8. Семья Ангелины Ч.
Альбома рисунков о домашних животных:
1. Семья Арины А.
2. Семья Лизы В.
3. Семья Ани К.
4. Семья Данила К.
5. Семья Ильи О.
6. Семья Эмилии С.
7. Семья Ангелины Ч.