наталья немкова
Духовно-нравственное, патриотическое и культурное воспитание детей в современных условиях
▼ Скачать
В последнее время проблема духовно – нравственного воспитания стала насущной, поэтому необходима продуманная и целенаправленная работа по развитию нравственных и духовных качеств личности ребёнка. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа духовно – нравственных ценностей, формируется отношение к себе, обществу в целом. Очень важно сформировать у детей представление о многообразии человеческих отношений, правилах поведения, нормах жизни в обществе. Большой вклад в решение проблемы патриотического и духовно – нравственного воспитания внесли : Л. Н. Толстой; Я. А. Каменский; К. Д. Ушинский; Е. Ю. Александрова и другие. Я. А. Каменский огромное значение придавал внедрению в сознание и поведение детей все человеческие добродетели – мужество, мудрость, честность, справедливость и т. п. Очень важное значение в нравственном воспитании детей Каменский придавал примеру взрослых – педагогов и родителей. То, что дают ребёнку родители закладывается в его нравственные ориентиры, духовную основу, поэтому задача педагога - дошкольника тесно взаимодействовать с родителями воспитанников через проведение родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий, бесед, на которых педагог помогает родителям освоить теоретические навыки приобщения детей к нравственно- патриотическому воспитанию. Обязанность педагога - раскрыть родителям задачи, направленные на формирование у дошкольников бережного отношения к своим вещам, игрушкам, книгам, продуктам питания и общественному достоянию, дому, двору, улице, детскому саду, скверу, к результатам человеческого труда и родной природе.
Публикация «Духовно-нравственное, патриотическое и культурное воспитание детей в современных условиях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Воспитание бережливости в условиях всемерно возрастающего материального благосостояния семьи приобретает особую остроту. В настоящее время характерной ошибкой семейного воспитания является : безотказность в удовлетворении детских прихотей, задаривание, закармливание деликатесами, обесценивание вещей, как результата человеческого труда. Особое внимание необходимо уделять формированию у ребёнка правильного отношения к хлебу, останавливаясь на фактах, показывающих, что в распоряжении родителей имеется немало средств, которые помогут детям познать цену хлеба (беседы и рассказы, наблюдение за трудом хлеборобов, художественная литература, телепередачи о выращивании хлеба, а главное – пример правильного отношения самих взрослых к хлебу). Педагог предлагает родителям игры, в которых дети узнают о традициях своей семьи, своих близких друзей («Построй свой дом»; «Семейный альбом»; «Наше любимое блюдо»; «Семейная реликвия» и т. д). Учитывая возрастную категорию детей - помогает подобрать художественную литературу о защитниках родной земли, Отечества. В плане дошкольного образования планируются такие праздники как: «Осенины»; «Широкая Масленица»; «Рождественские посиделки», «В русской светелке»; «Чаепитие в русских традициях» и т. д. Организуются выставки поделок декоративно – прикладного искусства, фотовыставки, совместные встречи с ветеранами труда, изготовление атрибутики для участия в военно - патриотических мероприятиях, папок- передвижек, буклетов посвященных памятным датам. Активизируя родителей по подготовке и проведению мероприятий в ДОУ, обогащая педагогическими знаниями,изменяется позиция родителей, они становятся активными участниками в жизни своего ребёнка в детском саду. Дошкольное учреждение опираясь на ФГОС соблюдает принцип согласованности патриотического воспитания с другими образовательными сферами. В социально-коммуникативном развитии – формирование заботы о малой Родине, бережного отношения к природе.
В сфере «Познание» заложен потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России, определяющий новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей.
В области «Речевое развитие» дети знакомятся с художественными произведениями, с миром сказок, которые заключают в себе мораль, поучение, высмеивают человеческие пороки и слабости, в них сосредоточена вековая мудрость народа. Художественно - эстетическое развитие ребёнка является важной педагогической задачей, так как способствует формированию нравственности человека, побуждает эмоционально – творческое начало.
В области «физическое развитие» дети узнают о значимости здорового образа жизни. Планирование работы с детьми предусматривает усвоение знаний о своей стране, родном крае, воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Р. Ф. Дети знакомятся с различными городами России, со столицей нашей Родины – Москвой. Через привитие любви к родной природе, знаниях о животном мире, реках, растениях воспитывается патриотическое отношение к своей стране.