Наталия Кадринова
Дошкольник открывает для себя мир природы в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольник открывает для себя мир природы».
Н. Н. Кадринова, воспитатель. (Разновозрастная группа)
(ГБОУ ООШ д. Баландаево СП детский сад «Солнышко»).
Удивительный мир природы …. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься.
Публикация «Дошкольник открывает для себя мир природы в разновозрастной группе» размещена в разделах
Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи экологического образования.
В Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155. [8]
Изменение нормативно-правовой базы влечёт за собой серьёзные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание:
* Условий развития ребенка, открывающей возможности его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
* Развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал, необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .
Я живу и работаю много лет воспитателем в детском саду «Солнышко» в небольшом селе Аксаково Шенталинского района. Рядом с нашим селом протекает речка Черемшан и растут много деревьев, где любят гулять родители со своими малышами. Часто заметно такая неприглядная картина: родители бросают мусор на берегу реки, пластиковые бутылки, а рядом гуляют их малыши. Дети видят этот отрицательный пример. В раннем возрасте закладываются взгляды, привычки, характер будущего человека, в том числе и привычка экологически грамотного поведения в природе.
Одним из приоритетных направлений в детском саду «Солнышко» является экологическая работа. Мы начинаем экологическое воспитание с момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Ведь ранний возраст — самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Ребёнок понимает всё буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они ещё эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Конечным результатом является правильное отношение к живым существам и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослыми, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают всё то, что говорит и делает воспитатель.
Экологическое воспитание в нашем детском саду включает в себя следующие направления:
• создание условий для осуществления деятельности по экологическому воспитанию;
• взаимодействие с родителями воспитанников;
• работа с социумом.
Экологическое воспитание дошкольников должно проходить в непосредственном общении с природой, поэтому огромное внимание я уделяю созданию экологически развивающей среды.
В детском саду находятся разные виды комнатных растений, художественные литературы с изображениями животных и растений, которые всегда привлекают внимание детей, развивающие дидактические игры.
В группе есть уголок для экспериментирования - это центр воды и песка.
Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. Собран природный материал (шишки, ракушки, камешки, семена, емкости с землей, глиной, песком).
Посильное участие дети принимают в озеленении территории детского сада, сажаем вместе с детьми цветы для рассады и ухаживаем за ними. Цветник благоухает разнообразием цветов. На цветках наглядно показываю детям жизнь насекомых и рассказываю о их пользе и вреде. В труде ребенок получает удовлетворение от хороших результатов, у него появляется интерес к иным существам.
В детском саду создан экологический паспорт, в котором собрана информация о местонахождении детского сада, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада. Разработаны экскурсии в природу, создана экологическая тропа.
Условия для устройства уголка природы и экологической тропы в сельской местности особенно благоприятны, они дают возможность не выходя за пределы детского сада, наблюдать за ростом и развитием
растений. Здесь ребенок не только может удовлетворить свою любознательность, но активно действовать, трудиться.
В нашей экологической тропинке есть несколько уголков – лесной, луговой, огород, полянка.
Уголок леса включает в себя разнообразие деревьев, здесь сосны и березы и ясень.
Огород представлен разными видами овощей : морковь, капуста, огурец, помидор. На огороде дети не только наблюдают, но и участвуют в посадке растений, ухода за ними, в сборе урожая.
Луговой уголок включает в себя разнообразие лекарственных трав, таких как подорожник, одуванчик лекарственный, мать-и мачеха, тысячелистник обыкновенный. Дети не только знакомятся с растениями, но проводят сенсорное обследование их семян, биологическими и лечебными свойствами
Полянка, на которой расположено место отдыха для детей, растут травянистые растения.
В образовательной деятельности по экспериментально-опытнической работе проводим опыты как с живой природой (комнатные растения, что нужно растениям для роста, проращиваем семяна фасоли, огурцов, гороха, так и с неживой (вода, воздух, песок, соль, камни, почва).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие в живую природу» проводимые с детьми, даёт возможность обобщать материал и оставлять яркий след в душе ребёнка.
Проводимые подвижные игры экологического содержания, например в играх “Съедобное - несъедобное”, “Угадай-ка ” помогали снять эмоциональное напряжение, погасить отрицательные эмоции.
После экскурсии и экспериментов дети с удовольствием высказывают свои впечатления в рисунках и оформляем выставки. Эти выставки помогают формировать умения оценивать свой вклад в общее дело.
Никогда не будет полным обучение, если в процесс не включены родители. Поэтому я уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями: конкурс - поделок «Дары природы», беседы, консультация о
природе. Проведено собрание в нетрадиционной форме по теме: ,Ребёнок и природа’’, проводим экскурсии на речку Черемшан.
Во время зимних прогулок мы с детьми кормим птиц, наблюдаем за ними, рассматриваем их строение. В феврале месяце был запущен проект «Поможем птицам», в котором активное участие принимали родители. В марте провели акцию «Встречаем птиц», где родители смастерили скворечники.
Проведенная с детьми работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.
Список литературы:
1. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с. 2.«Творим, изменяем, преобразуем», Дыбина О. - Москва, «Творческий центр» 2009г
3.«Воспитывая маленького гражданина…» Ковалева Г. А. - Москва, «Арктик»
4.«Экологическое воспитание», Николаева С. Н. - Москва, 2006г.
5.«Воспитание экологической культуры» Николаева С. Н. - Москва, 1993г.
6. «Формирование начал экологической культуры : младший дошкольный возраст» Николаева С. Н. Дошкольное воспитание. – 1999. - N 12. - С. 26-36.
7.«Удивительный мир природы», Ярославль, 1986г.
8. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ