Анна Ширлинг
Дошкольники и их сопровождение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением слуха (слабослышащие);
• с нарушением зрения (слабовидящие);
• с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
• с задержкой психического развития;
Публикация «Дошкольники и их сопровождение в ДОУ» размещена в разделах
• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Одна из сопровождений в ДОУ является индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. Составлен он может быть с опорой на программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, с учётом содержания программы «Детство», «От рождения до школы» зоны актуального и ближайшего развития ребёнка (результатов наблюдения за ребёнком и результатов диагностики по диагностическому комплексу Е. А. Стребелевой, Павловой, Руденко).
Методы усвоения:
– наглядные: показ образца, тактильно – мышечные приёмы (непосредственная помощь взрослого, демонстрация опытов, видеоматериалов, иллюстраций, схем, моделей;
– практические: упражнения, игра; обследование, игры – экспериментирование, наблюдение.
- словесные: словесно-жестовая форма объяснения, (по ситуации) – словесная инструкция, пояснения, указания, вопросы к детям.
I. Общие сведения о ребёнке
Ф. И. О. ребёнка
Сведения о родителях
II Целевой раздел
В разделе прописываются цели и задачи ИОМ.
III Содержательный раздел
В нем прописываются: направление, задачи, содержание коррекционно-развивающей работы, сроки проведения коррекционно-развивающей работы, результат.
Методическое обеспечение ИОМ (Литература)
Пример: Индивидуальной программы сопровождения
на 20__ – 20__ учебный год
Актуальные проблемы ребенка: трудности в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО)
Цель программы: -уточнение характера трудностей; _коррекция познавательной сферы в соответствии с возрастной нормой.
№ п/п Форма работы Содержание деятельности Ожидаемый результат
(задачи) Ответственный
1. Групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия
-Диагностика трудностей; интерпретация результатов; обсуждение с родителями и педагогами.
-Включение ребенка в активное взаимодействие с детьми в рамках работы группы интенсивного общения. 2 раза в неделю.
-Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
-Промежуточная и итоговая диагностика. Формирование адекватных способов познавательной деятельности, ВПФ, внимания; формирование логического компонента мышления.
Педагог – психолог
2. Групповые занятия
НОД
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 10 НОД в неделю.
Совершенствовать все стороны познавательной деятельности; расширять и активизировать словарь; учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме.
Педагоги:
3. Дополнительная индивидуальная работа
2 -3 раза в неделю.
Формировать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу. Повышать умственную и физическую работоспособность. Педагоги:
4. Индивидуальные занятия
Одно занятие в неделю по программе «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Формирование лексико-грамматического строя речи.
Учитель – логопед
5. Работа с родителями
1. Консультация для родителей и педагогов: «Игра, как ведущая деятельности детей дошкольного возраста».
2. Памятка: «Дети с трудностями в развитии (особая помощь)».
3. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
4. Обсуждение с родителями необходимости медицинского обследования и, при необходимости, лечения ребенка.
5. Рекомендации родителям по развитию сенсорики, координации музыкально-ритмических движений с использованием детского фольклора (Н. Астафьева). 1. Повышение компетентности родителей в вопросах использования игры, как основной формы развития ребенка.
2. Обучение родителей играм, стимулирующим интеллектуальное развитие ребенка.
Информирование родителей о физиологической составляющей трудностей.
Информировать родителей о развитии у ребенка ритма, музыкальную память, координацию движений.
Педагог – психолог
Результаты реализации индивидуальной программы сопровождения.
Динамический контроль от ___
• По результатам диагностического обследования:.
• По результатам педагогической диагностики: уровень усвоения основной образовательной программы по всем разделам.
• С целью определения путей коррекционного развития проведено комплексное обследование ребенка в ПМПК (заключение № от ___г).
Вывод:.