Капкаева Кристина Валерьевна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Дорога к знаниям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему : «Дорога к знаниям»
Воспитатель: Капкаева К. В.
Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам;
- Продолжать учить детей делить слова на слоги, называть их последовательность, находить слова с заданным слогом;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- Совершенствовать умения называть слова с определенным звуком, подбирать слова с этим звуком, определять место звука в слове, называть гласные и согласные звуки, совершенствовать диалогическую форму речи;
- Закреплять знания детей в составлении предложений по картинкам и без них. Зарисовывать схемы предложений.
Развивающие:
- Развитие связной речи, фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
- Формировать познавательный интерес, воображение, инициативу.
Воспитательные:
Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, ответственности за команду.
Методы и приё мы: вопрос, показ, объяснение, загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации.
Наглядные средства обучения :….
Организация детей: в кругу, за столами, у доски.
ХОД
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
(Дети садятся за парты.)
В: Ребята, я вас сегодня хочу пригласить в сказочный лес!
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
В: Ребята, как то пусто в нашем лесу? Кого не хватает?
Д: Птиц, животных, насекомых….
Воспитатель находит письмо и зачитывает детям:
Дорогие ребята, пишет вам Мудрая Сова. Я знаю, что все вы 1 сентября пойдете в школу. Так вот! Наши лесные жители тоже хотят всему научиться и в школе учиться, но злой волшебник Звукомор заколдовал дорожку к школе. Так как вы умные ребята, многому научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, вы нам поможете?
Дети: — Да!
Воспитатель:
— Для того, чтобы построить новую дорогу к школе нужно пройти испытания — выполнить задания. И так — вперед!
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Из чего состоит слово? (из слогов)
Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
Из чего состоят предложения? (из слов)
С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
Воспитатель:
— Молодцы, все справились с первым заданием и заложили первый кирпичик нашей тропы.
Задание 2. «Ребус»
Воспитатель. Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой. Задание понятно?
(один ребенок выполняет задание у доски).
картинки:
шар, котенок, облоко, лимон, арбуз.
Воспитатель. Ребята, что вы видите на экране?
Дети. Шар.
Воспитатель. Какой первый звук в слове «Шар»?
Дети. Звук [ш].
Воспитатель. Найдите букву, которая обозначает звук [ш] Это первая буква слова – отгадки.
Задание 3. Составь звуковой домик для слова - отгадки
«Звуковой анализ слова ШКОЛА»
(Звуки - гл. ,согл., мяг., тв., глухой, звонкий; деление на слоги; постановка ударения)
Физкультминутка «Переменка»
Вот ребятки вам зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.
Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
Задание 4. «Игра Звуковые домики».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух схем выбрать ту, которая подходит к вашей картинке (у каждого домик и по две карточки).
Слова: БУКВА, ПЕНАЛ, ЦИФРА, КНИГА.
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Задание 4. «Составь слова из слогов».
Слоги эти вы прочтите,
И слова из них сложите.
Воспитатель. Итак, перед вами лежат слоги. Ваша задача, прочитать слоги и составить из них слова обитателей леса.
Животные (ли-са, бел-ка, миш-ка)
Насекомые (му-ха, па-ук, ко-мар)
Птицы (со-ва, во-рон, фи-лин, дя-тел)
Физкультминутка. Дидактическая игра «Подбери слово»
Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, характеризующие детский сад. А вы должны подобрать похожие слова, характеризующие школу. Например: воспитатель – учитель, игрушки – учебники, детский сад – школа, стол – парта, дошкольник – школьник, группа – класс, прогулка – перемена, игрушки – учебники.
Задание 5. «Где прячется звук [р]?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Звукомора и определить, где живет в этих отгадках звук [р] : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
(Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки, нужную картинку распределяют в домик)
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый. (ранец)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (букварь)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам. (тетрадь).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
Задание 6. «Составь предложение»
Звукомор составил для вас неправильные предложения. Наша задача исправить их и найти ошибку.
Речевая игра «Исправь ошибку».
1. Червяк клевал скворца.
2. Песня пела соловья.
3. Мохнатая гусеница съела синицу.
4. В цветке стояла ваза.
5. Грибы собирали детей в корзину.
6. Пушистая мышка поймала кошку.
А сейчас я предлагаю вам придумать предложение из двух слов, со словом ВЕСНА, из трёх. ШКОЛА. Изобразить схемой у доски.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы завершаем строительство нашей дороги к знаниям!
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Зазвенит сейчас звонок,
Вот окончен наш урок!