Лина Цапок
«Домик, где живут наши эмоции». Организация уголка оценки эмоционального состояния детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема этой публикации не нова, рассматривалась многими, но всё же, мы решили поделиться собственным опытом организации уголка оценки эмоционального состояния в старшей группе ДОУ.
Прежде всего, давайте вспомним, что для развития здорового ребёнка крайне важно сохранение и укрепление как физического, так и психоэмоционального здоровья. На состояние эмоциональной сферы ребёнка влияет множество факторов, в первую очередь – взаимоотношения с окружающими, как ровесниками, так и взрослыми, эмоциональная атмосфера в семье и в детском коллективе дошкольного образовательного учреждения, и т. п. Задача педагога – сохранять положительное эмоциональное состояние ребёнка, при его наличии, и скорректировать – при наличии негативных эмоций. В случае необходимости коррекции эмоционального состояния ребёнка – педагог должен уметь распознавать кратковременные, сиюминутные, негативные эмоции, вызванные незначительными факторами или явлениями, устранение, которых, практически мгновенно меняет эмоции ребёнка на диаметрально противоположные. Например, небольшие конфликтные ситуации между детьми, которые воспитатель в силах урегулировать сразу же. И необходимо уметь распознавать глубокие, стойкие негативные эмоции ребёнка, которые не устраняются маленькими детскими радостями, вроде игр, интересных занятий и т. п. Стойкие, длительно испытываемые ребёнком негативные эмоции, могут быть вызваны, например, неблагоприятной атмосферой в семье или в ДОУ.
Публикация «„Домик, где живут наши эмоции“, Организация уголка оценки эмоционального состояния детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Наличие неблагоприятной атмосферы в семье, естественно, требует от педагогов углублённой работы с семьёй, а отрицательные эмоции, вызванные атмосферой в ДОУ, в детском коллективе или взаимоотношениями с воспитателями, соответственно, требуют анализа взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Наличие факторов, негативно влияющих на психоэмоциональное состояние ребёнка, как в семье, так и в ДОУ, вызывают у ребёнка психологическое напряжение, стресс, который может привести к серьёзным нарушениям психического развития. Поэтому, так важно создавать условия эмоционального благополучия ребёнка, своевременно выявлять и стремиться устранить причины негативных эмоций, т. к. это совершенно необходимо для полноценного развития детей.
Оценку эмоционального состояния детей, в нашей группе, мы проводим по утрам, во время приёма детей. В результате «мозгового штурма», мы создали такой многоквартирный домик, в котором «поселились» воспитанники нашей группы (см. фото ниже).
На фасаде домика размещены окошки, по количеству детей группы (в нашей группе 25 воспитанников). В каждом окошке размещена небольшого размера фотография ребёнка, с написанным печатными буквами его именем (некоторые дети умеют читать, другие будут запоминать образ слова собственного имени, и конечно с целью информирования взрослых). В нижней части домика размещены два кармашка с вырезанными из картона жёлтыми кружками-солнышками, и тучками с солнышком. Солнышко означает положительные эмоции, тучки – негативные, крыша домика украшена смайликами-эмоциями. Ребёнку предлагается оценить своё эмоциональное состояние, и разместить в своём окошке солнышко или тучку. Нам не пришлось напоминать детям по утрам о необходимости оценить свое настроение, живой интерес заставлял их самостоятельно делать это, причём, иногда, неоднократно в течение дня, поэтому следует следить, и вовремя реагировать на изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Не все дети могут пожаловаться на грусть или поделиться радостью, многие дети застенчивы, но все испытывают потребность выразить свои эмоции, и этот уголок стал самой настоящей палочкой-выручалочкой в решении этого вопроса.
Если ребёнок с утра оценил своё эмоциональное состояние «тучкой», и в течение дня у него не возникло желание изменить оценку, то к концу дня мы инициируем с ребёнком беседу. О том, как он провёл этот день, что понравилось, что запомнилось особо, в некоторых случаях мы стараемся в течение дня помочь ребёнку, создать условия для изменения его настроения в сторону позитива. И в конце беседы спрашиваем, не хочет ли он сменить «тучку» на «солнышко». Чаще всего дети уходят домой в лучшем настроении, чем пришли.
Одним из эффективных приёмов выявления причин наличия у ребёнка негативных эмоций – служит беседа, но не следует игнорировать и наличие положительных эмоций. Ведь ребёнок часто желает ими поделиться, но не всегда осмеливается или умеет их выразить. Поэтому, педагогу следует расспрашивать детей, как о причинах положительных, так и отрицательных эмоций. В случае затруднений, ребёнку следует помочь сформулировать высказывание с помощью наводящих вопросов. Ведь воспитатель, часто может догадываться о тех или иных причинах, влияющих на эмоциональное состояние ребёнка. Это первоочередная задача взрослого – понять, помочь, поддержать ребёнка. Кто как не мы, со своим богатым жизненным опытом, сможет это сделать.