Батршина Гульмира Хубайдулловна
Проект «Домашние животные» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Возраст детей 5-6 лет
Авторы разработки:
Батршина Г. Х.
Молкумбаева И. В.
Город, населенный пункт
2024
Содержание
№п/п Содержание раздела Стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3
2. МАТРИЦА ПРОЕКТА. 4
Название проекта 4
Тема проекта 4
Проблемное поле проекта 4
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта 4
Цели и задачи проекта 4
Планируемые результаты 5
Вид проекта 5
Состав участников 5
3. СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 6
4. ПЛАНИРУЕМОЕ ВРЕМЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА 6
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 7
6. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА, ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЕКТА 8
7. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ 10
8. ПРОЕКТНАЯ КАРТА 13
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Охранять природу –
значит охранять Родину.
М. Пришвин
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка.
Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми.
Несмотря на это, общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.
Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру.
Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Таким образом, с детства взрослые должны научить ребенка правильному общению с животными, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние.
Матрица проекта
Название проекта Познавательно - исследовательский проект «Домашние животные»
Тема проекта Формирование представлений о домашних животных и их детенышах через формирование знаний о их роли в жизни человека, о правилах поведения при встрече с различными животными и при общении с ними и обучение детей пониманию состояния и поведения животных.
Проблемное поле проекта Недостаточность знаний о домашних животных и детёнышах, о правилах безопасного общения с незнакомыми животными; необходимость расширения словарного запаса детей и формирования грамматического строя речи, а именно словообразования.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта 1. Наглядные методы и приемы
Наблюдение - за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие и животных)
Демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
Демонстрация фрагментов мультипликационных и художественных фильмов, мультимедийных презентаций о домашних животных.
2. Словесные методы и приемы: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о домашних животных и их детенышах, правилах правильного общения с животными.
Цель Формирование представлений детей о домашних животных; привлечение родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи 1. Расширять и обогащать представления детей о домашних животных, их роли в жизни человека, об условиях необходимых для их жизни и обитания.
2. Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в соблюдении правил общения с животными.
3. Развивать речь, мышление, познавательный интерес, любознательность, воображение, творческие способности, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать доброе, бережное отношение к животному миру.
5. Активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Вид проекта – творческий, исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный.
Состав участников:
Дети – группа, старший дошкольный возраст
Педагоги – воспитатели детского сада
Родители, бабушки, дедушки – организаторы образовательной деятельности (предоставляют книжки-самоделки, альбомы по данной теме, посетители выставки детского творчества
Планируемые результаты проекта :
Личнос-тные качества ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
проявляет устойчивый интерес к миру природы;
способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации домашних животных, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
способен привлечь родных к созданию альбома о домашних животных;
способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет;
обладает элементарными представлениями из области живой природы;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Интел-лекту-альные качества
ребенок проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес;
может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами;
проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется жизнью животных;
фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем (характеризуется как смышленый и сообразительный ребенок).
Физиче-ские качества
проявляет интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку.
может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения движения точные и скоординированные (указать по особенностям моторики, мелкой или крупной);
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения в природе;
способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
№ п/п Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:
- с детьми: постановка вопроса: Что мы знаем о домашних животных? Что хотим узнать? Где мы можем получить нужную информацию?
- с родителями: подбор научной и художественной литературы по данной теме.
- с педагогами:
• оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,
• подготовка разнообразных материалов для детского творчества;
• подбор и оформление картотеки подвижных игр,
• приобретение дидактических игр,
• разработка сценариев мероприятий совместной деятельности с детьми,
• изучение Интернет-ресурсов по теме «Домашние животные». 1 неделя
01.04. 2024 – 05.04.2024
2 Аналитический
Анализ собранной информации
Планирование практической деятельности
• по созданию продукта – коллективная аппликация «Бабушкина ферма»,
• по ознакомлению детей с миром домашних животных посредством дидактических игр и чтения художественной литературы
• по формированию основ безопасности жизнедеятельности 2 неделя
08.04.2024 – 12.04. 2024
3 Практический
Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта
3 неделя
15.04.2024 – 19.04.2024
4 Презентационный Выставка детского творчества
Создание презентации «Наши любимые питомцы»
5 Контрольный Рефлексия 4 неделя
22.04.2024 – 30.04.2024
Итоговое мероприятие презентация, выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.
Форма проведения презентации вечер досуга.
Организационные формы работы над проектом
№ п/п Деятельность по участникам Формы работы Название / тема Сроки
1 Деятельность воспитателя Дидактическая игра
Создание презентации «Помоги животным найти свой дом», «Собери целое», «Угадай, кто спрятался за забором?», «Четвертый лишний», «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?», «Четвертый лишний», «Кто что ест?»
«Домашние животные». 01.04. 2024 – 30.04. 2024
2 Совместная деятельность педагога и детей Беседа
Наблюдение
Рисование
Коллективная аппликация Лепка
Конструирование Музыкально-ритмические движения
Театрализация сказки «Путешествие в деревню», «Умеешь ли ты обращаться с животными»
за собакой и кошкой во время прогулки.
«Наши четвероногие друзья», «Мое любимое домашнее животное» (тычкование)
«Бабушкина ферма»
«На скотном дворе»
«Собачка» (оригами)
«Зверобика», «Веселые друзья» («Мы едем, едем, едем)».
«Кот, лиса и петух» (дети)
3 Совместная деятельность детей друг с другом Подвижные игры
С/р. игры:
«Лохматый пес», «Кот и воробушки», «Кот и мыши», «Кролики», «Коза рогатая», «Шел козел по лесу».
«Строим жилища домашним животным» (коровник, свинарник, конюшня, будка)», «Ферма».
4 Самостоятельная деятельность детей Развитие мелкой моторики - штриховки, шаблоны, дорисовки.
Рассматривание сюжетных картин о домашних животных.
Дидактические, подвижные игры.
5 Совместная деятельность ребенка с родителями Загадывание загадок о домашних животных.
Создание схем «Родственники домашних животных в дикой природе».
Пословицы и поговорки о домашних животных.
Рассматривание детских книг, журналов, энциклопедий.
6 Деятельность родителей Создание книги
Оформление книжек - малышек «Почемучка» - интересные факты из жизни домашних животных.
«Любимые питомцы», «Разноцветная ферма».
Описание продукта, полученного в результате проекта
1. Альбом «Разноцветная ферма», книжка - малышка «Домашние любимцы»
2. макет «Бабушкина ферма»
3) сюжетно-ролевые игры:
Название игры Задачи Игровые роли Игровые действия Атрибуты
“Ферма”
• Научить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Ферма».
• Закрепить знания детей о домашних животных и способах ухода за ними.
• Познакомить детей с профессиями людей, ухаживающими за домашними животными.
• Содействовать овладению умением распределять роли и согласовывать игровые действия с принятой ролью.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, проявлению интереса к общему замыслу.
• Воспитывать уважение к труду работников фермы.
• Учить соотносить свою постройку с образцом и планом.
• Закрепить понятие цвета, названия деталей. - строители
- фермер (бригадир)
- тракторист
- ветеринар
- животновод
- 2 птичницы;
- 2 доярка;
- пастух. Строители строят фетру для домашних животных.
Фермер и его помощники утром идут кормить животных, если животное заболело – приглашают ветеринара для осмотра и лечения.
Тракторист привозит корма животным, разносит по кормушкам.
Помощники подметают скотный двор, убирают за животными. Доярки наливают молоко в бидоны и тракторист отвозит бидоны в магазины. - спецодежда (фартуки, косынки, халаты) ;
- зерна для птиц
- солома для коровы, козы
- инвентарь (ведра) ;
- забор;
- муляжи кормушек для животных;
- плоскостные фигурки домашних животных (корова, коза, свинья, поросята, баран, овечка) и птиц (курица, петух, гусь) .
4. Выставка детских рисунков «Любимое домашнее животное»
5. Оформление книги «Когда домашние животные бывают опасны»
6. Поделки домашних животных из различного материала
Интеграция образовательных областей
№
п/п Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) Рисование (тычкование) «Наши четвероногие друзья», «Мое любимое домашнее животное» Коллективная аппликация «Бабушкина ферма»
Лепка «Животные фермы» Конструирование «Собачка» (оригами) Штриховки, шаблоны, дорисовки. Расширять представления детей о домашних и диких животных.
Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками.
Развивать творческое воображение детей.
2 Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) Беседа “Кто живет во дворе”, «Домашние животные – друзья и помощники человека».
Проведение интервью «Давайте познакомимся» (рассказ о себе от имени любимого животного)
Составление описательного рассказа «Мое любимое домашнее животное»
Сочинение и отгадывание описательных загадок о домашних животных.
Свободное общение: «Почему корову называют кормилицей?», «Почему собаку называют другом человека» Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни животных.
Систематизировать знания о домашних животных.
3 Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) Слушание песен о домашних животных.
Музыкально-ритмические движения «Зверобика», «Веселые друзья» («Мы едем, едем, едем)». Познакомить детей с разнообразным миром домашних питомцев.
Закреплять знания детей о правильном обращении с животными.
4 Познавательное развитие Беседа «Правила поведения с бездомными кошками и собаками»
- Дидактические игры: «Помоги животным найти свой дом», «Собери целое», «Угадай, кто спрятался за забором?», «Четвертый лишний», «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?», «Четвертый лишний», «Кто что ест?»
- Наблюдение за собакой и кошкой во время прогулки.
- Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».
- Работа с макетом «Домик в деревне». Познакомить детей с тем, что бездомные кошки и собаки могут быть опасными (неизвестные болезни, злой нрав, обсудить как вести себя при встрече с таким животным.
Научить детей беречь окружающий мир и беречь себя в окружающем мире
5 Социально-коммуникативное развитие С/р. игры: «Ферма».
Расширять и обогащать знания детей о домашних животных, об условиях необходимых для их жизни и обитания.
Активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Центр развития речи - русские народные сказки «У страха глаза велики», «Кот, петух и лиса»
- иллюстрации по теме «Домашние животные»
- детские энциклопедии о животных
- картотека пословиц и поговорок, загадок по данной теме
- художественная литература по теме.
Центр познания «Мы познаем мир» - репродукции картин с домашними животными
Центр конструирования - машины: легковые, грузовые, специальный транспорт.
- конструкторы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
- разнообразные схемы-образцы построек
- схемы для создания животных
Игровой центр - плоскостные и объемные фигурки животных, фотоаппараты, атрибуты костюмов (маски) зверей для игры «Ферма»
Музыкально-театральный центр
Различные виды театров для обыгрывания диалогов/литературных произведений.
Атрибуты костюмов (маски) для инсценировок
Спортивный центр - скакалки,
- мячи
- обручи
- маски животных
- кегли
- шнуры и веревки
Проектная карта
Дни недели
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Совместная со взрослыми деятельность
Совместная с другими детьми деятельность Самостоятельная деятельность
1 неделя
Понедельник Слушание песен о домашних животных. Музыкально-ритмические движения «Веселые друзья» («Мы едем, едем, едем)».
Штриховки, шаблоны, дорисовки.
Вторник Беседа «Что мы знаем о кошке?» Д/И «Собери целое» Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».
Среда Рваная аппликация «Котенок» С/р. игра «Строим ферму» Дидактическая игра «Парочки»
Четверг Создание схемы «Родственники кошки в дикой природе».
Д/И «Помоги животным найти свой дом» Рассматривание иллюстраций и энциклопедий
Пятница Рисование. «Наш котенок» (тычкование) Д/И «Угадай, кто спрятался за забором?» Конструирование «Строим ферму» (по предложенным схемам)
2 неделя
Понедельник Викторина «Домашние животные» Музыкально-ритмические движения «Зверобика» Домино «Домашние животные»
Вторник Беседа «Что мы знаем о собаке?» Д/И «Четвертый лишний» Штриховки, шаблоны, дорисовки
Среда Конструирование «Собачка», С/р «Ветеринарная клиника» Рассматривание иллюстраций и энциклопедий
Четверг Создание схемы «Родственники собаки в дикой природе». «Узнай животных по описанию» Дидактическая игра по желанию детей.
Пятница Театрализация сказки «Кот, лиса и петух»
Д/И «Кто где живет?» «Собери картинку»
3 неделя
Понедельник «Котенок» (оригами) Музыкально-ритмические движения «Веселые друзья» («Мы едем, едем, едем)». Играем с камешками «Марблс»
Вторник Беседа с детьми «Домашние животные. Какие они? Д/И «Кто какую пользу приносит?»,, Штриховки, шаблоны, дорисовки
Среда Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ». С/р игра «Ферма» Рассматривание иллюстраций и энциклопедий
Четверг Создание схемы «Родственники свиньи в дикой природе». Д/И «Чьи это детки?» Дидактическая игра по желанию детей.
Пятница Лепка «Животные фермы» Д/И «Кто я и как я кричу?», «Собери картинку»
4 неделя
Понедельник «Домашние животные – друзья и помощники человека» Музыкально-ритмические движения «Зверобика» Работа с научной (художественной) литературой
Вторник Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» Д/И «Четвертый лишний», Разные виды игр
Среда Оформление коллажа «Наши любимые питомцы» Д/И «Кто что ест?» Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о домашних животных
Четверг Чтение стихотворений о домашних животных, выученных дома. Д/И «Большие и маленькие» Различные виды изобразительной деятельности на данную тематику
Пятница Оформление выставки детского творчества. Выполнение трудовых поручений. С/р игра по выбору детей Штриховки, шаблоны, дорисовки
Список литературы
№п/п Автор, название книги. Интернет-ресурс. Издательство
1 Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М. : Айрис-пресс, 2008.
2 Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М. : Айрис-пресс, 2008
3 Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4 Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет Воронеж ТЦ «Учитель» 2002.
5 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Источник: https://www.firo.ru/
6 Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие /Н. А. Кочкина. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. (Цифровая книга)
7 «Мир на ладошке. Домашние животные».
8 Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
9 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика Синтез, 2014. Источник: https://www.firo.ru/
10 Свирская Л. В. Утро радостных встреч. М. : Издательство «Линка-пресс», 2010.
11 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М. : Мозаика Синтез, 2011.
12 Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду». М. : Мозаика Синтез, 2009.
13 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
14 https://blog.dohcolonoc.ru