МААМ-картинки

«Доброе утро, малыш !» Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ

Оля Сосненко
«Доброе утро, малыш !» Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Анжеро – Судженск

Работа педагога ДОУ освещает вопрос

адаптационного периода малыша в

дошкольном учреждении. Главным она

уделяет внимание на создание условий

комфортного пребывания ребенка в группе,

а также укрепления и сохранения здоровья

воспитанников в этот период.

Актуальность данной разработки дает

основание считать работу перспективной и

полезный для воспитателей ясельного возраста.

Оглавление.

Публикация «„Доброе утро, малыш !“ Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

1. Введение в тему по адаптации детей раннего возраста….

2. Здоровая среда в детском саду…

3. Модель организации адаптационного периода через

режимные процессы….

4. Народный фольклор :

- Ритуал пробуждения ….

- Игры с песком и водой….

- Пальчиковая гимнастика….

- Потешки при умывании ….

5. Приложение : Анкета – знакомство…

6. Список литературы….

Цель : 1. Создание условий радостного проживания в условиях адаптационного периода.

Задачи:

1. Осуществлять охрану и укрепление здоровья детей, в облегчающий период адаптации в группе.

2. Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечив физический и психологический комфорт каждому ребенку.

3. Формировать у детей привычку к аккуратности через приобщение к народному творчеству.

Введение.

Общественное воспитание детей в нашей стране, широкое развитие

Сети детских дошкольных образовательных учреждений признано во всем мире. Не смотря на меняющиеся социально экономические условия, дошкольные учреждения посещают почти 50 % детей.

Изучение количественно – качественных характеристик и динамики развития дошкольников закономерно выявляют существенные различия между детьми одной возрастной группы и определенные отклонения от усреднения показателей психического развития. Учитываются те отклонения в самотическом и нервно – психическом здоровье, которые могут стать предпосылками низкой познавательной и коммуникативной активности, неточной ориентации детей в объектах и явлениях окружающей действительности, обедненность игровой,двигательной, художественно – творческой, а позже учебной деятельности.

При надлежащей поддержке дети способны в полный мере раскрыть значительный потенциал своего развития. Сложившиеся обстоятельства требуют пристального внимания в рамках адаптивного направления дошкольного образования нашего детского сада, создание и поддержка в ДОУ адаптационной педагогической среды.

Традиционно под адаптацией человека понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление в ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, но нами негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт, и внешняя адекватность поведения. С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Постепенно переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая ундивидуальные особенности ребенка, мы сможем быстро найти индивидуальный подход к нему.

2. Выделено три фазы адаптационного процесса :

1. Острая или период дезаптации.

Она сопровождается разнообразными

Колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии/ длится примерно месяц)

2. Подострая или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедлительного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (три – пять месяцев)

4. Фаза компенсации или период адаптированности.

5. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойно.

3. Различается три степени тяжести прохождения отрой фазы адаптационного периода.

1. Легкая адаптация. К 20 – дню нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и вз-рослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений, вес без изменения.

2. Адаптация средняя. Поведение восстанавливается к 30 дню пребывания в детском саду. Нервно - психическое развитие немного замедляется. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней без осложнений. Вес не снижается или снижается незначительно.

3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2-х до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений. Поведение реакция нормализуется к 60 дню, нервно- психическое развитие отстает на 1-2 квартала. Респираторные заболевания не более 30 х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе 1-2 квартала. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Поэтому так организовать жизнь ребенка в детском саду, которая приводит к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям,позволила бы формировать положительные отношения к детскому саду.

Режим дня

Утро Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование культурно – гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры

Завтрак

Игры – занятия, игры – упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

Прогулка Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические. подвижные, Развивающие

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование культурно – гигиенических навыков

После сна Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно – творческая деятельность

Игры – драматизации, игры – инсценировки

Прогулка

Вечер Формирование – культурно – гигиенических навыков

Ужин

Игры – драматизация, игры – инсценировки

Элемент театрализованной деятельности

Общение детей

Уход домой

Режимные компаненты.

Ребенок приходит в мир. Мы окружаем его любовью, заботой, вниманием, лаской, учим его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Дети как губка, впитывают всю красоту родного языка сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривают сначала слова, а потом и народные тексты. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь малыша. Ребенок еще не может говорить и самостоятельно выполнять нужные движения. Тогда я сама говорю и своими руками помогаю малышу выполнять разнообразные движения, чем доставляю ему большую радость.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.

Побудки

Котя, котя, коток *** Баю – баю – баюшок

Котя – серенький хвосток Кладу Машу на пушок

Приди котя ночевать На пуховую кровать

Мою деточку качать Будет Маша крепко спать

Баю- бай, баю- бай

Ты собачка не лай

Белолапа не скули

Мою Олю не буди

***

Люли, люли, люли Не скребутся паучки

Прилетели гули Все по норкам спать легли

Сели гули на кровать Не летают гули

Стали гули ворковать Все давно уснули

Стала Валя крепко спать. Только серенький волчок

Ходит ночью у ворот

Хочет Вову забирать

Мы не будем отдавать

Вот проснулась кошка Мурка,

Мурка – серенькая шкурка

Потянулась, улыбнулась

На животик перевернулась

А вместе с ней ее ребятки

Серые котятки

Ритуал пробуждения

***

Потянушка потянись поскорее проснись

День настал давным – давно

Он стучит в твое окно

Тяги, тяги потягушеньки

На ребяток порастушеньки

Ты расти здоровая

Во все время как пшеничное семечко.

***

Шлют зверюшки поклон

Детям моим вставать тоже пора,

Ждет их давно озорная игра

Для ручек, для ножек, головки, и спинки

Готовы ли вы к музыкальной разминки?

***

Тяги, тяги потягушеньки

На Катю порастушеньки

Расти доченька здоровая

Как яблонька садовая

На кота потягушки

На дитя порастушки

А в ручки хватушки

А в роток говорок

А в головку разумок.

Игры с песком и водой

Игра достань.

Цель : развитие внимания, координации, движений.

Содержания.

На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камушек, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад» Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает вместе с малышом. Затем камушек (или ракушку) опускается на дно (глубина не менее 15- 20см) и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу.

Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

Игра «Что как плавает»

Цель: Знакомство детей со свойствами различных материалов.

Содержание.

Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупа грецкого ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д)

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду : «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плавает. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание «. Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Найди игрушку»

Цель :Знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание.

Воспитатель закапывает в песок небольшую игрушку и просит ребенка найти ее. Сначала можно закапывать игрушку на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Пальчиковая гимнастика.

Работа по развитию движения пальцев и всей кисти рук проводить вовремя утренней гимнастики, физкульминуток, в свободное время утром и после сна 2-3 минуты. Таким образом пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7 – 10 минут в день.

Поэтому тренировка движения пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

«Сорока – сорока»

Цель : активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами :

Кашу варила

Деток кормила. Воспитатель загибает пальчики ребенка:

Этому дала, мизинец,

Этому дала, безымянный

Этому дала, средний

Этому дала, указательный

Этому дала, большой.

«Ладушки – ладушки»

Цель : формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждает малыша к ответным действиям.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Этот пальчик – БАБУШКА»

Цель : активизировать движение пальцев рук.

Ход игры

Воспитатель забигает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами :

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры: Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке – сестричке,

Воробью

Синичке

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Загибает :

Большой палец

Указательный,

Средний,

Безымянный

Мизинец

Потешки при умывании.

Водичка – водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

***

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не чистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок

И густой гребешок!

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико

Плыви ко мне, рыбёшка,

Словлю тебя ладошкой.

Куда же ты уплыла,

Скользкая, как мыло?

А рыбонька купалась

И в руки мне попалась!

Приложение.

Анкета – знакомство.

1 Фамилия, имя, дата рождения ребенка ---

2. Домашний адрес, телефон (дом, раб) ---

3. мама (Ф. И. О. профессия, образование)

---

4. папа (Ф. И. О. профессия, образование)---

5. Кто из взрослых еще окружает ребенка ---

6. Часто ли болеет ваш ребенок?---

7. как засыпает?---

8. Как называют ребенка дома?---

9. Навыки самообслуживания ---

10. Умеет ли ребенок играть сам?---

11. Его любимые игры и игрушки---12. С желанием ли играет с другими детьми---13 .Какие любимые занятия дома? Вне дома? ---

14. Хочет ли посещать детский сад? ---

15Привычки (сосет палец, соску, грызет ногти, сосет грудь)---

16

Что бы вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?---

Список литературы

1. Л. В Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

2. М. Ф Литвинова «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни»

3. М. Н Мельников «Русский детский фольклор «

4. В. Сотникова» Самые маленькие в детском саду «

5. Г. П. Андорова «На золотом крыльце сидели»

6. Ж. «Дошкольное воспитание»

Публикации по теме:

«Доброе утро»«Доброе утро» В г. Кузнецке в детском саду №2 "Крепыш" была проведена акция "Доброе утро".Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

«Здравствуй, детский сад!» Сказка для адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях введения ФГОС Челышева С. Б., воспитатель ГБОУ Школа № 1494 д/с №864, г. Москва Важным событием последних лет стало принятие Федерального государственного.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД Многие задаются вопросом: «Как научить дошкольника правилам дорожного движения?» Как и все остальное, ребенок все схватывает в игровой ситуации.

Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста. Как организовать и провести шахматный (шашечный) турнир в условиях ДОУ. 1. Основные требования. Организация турнира начинается с подбора.

Методические рекомендации по работе с родителями в ясельной группе на период адаптацииМетодические рекомендации по работе с родителями в ясельной группе на период адаптации Настал тот самый день, когда родители впервые привели своего малыша в детский сад. Что чувствуют они, передавая ребенка в чужие, не знакомые.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И.  чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Доброе утро, малыш !» Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 29 декабря 2016 в 19:00
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Доброе утро, малыш !» Методические рекомендации по адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оля Сосненко (УИ 828148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД