Малкова
Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике
▼ Скачать
Дискалькулия, или как преодолеть трудности в обучении математики
(СЛАЙД 1)Математика – путь к развитию мышления. Математика для ребёнка – это дверь в мир логики, знаков, символов. Почему? Ответ прост: возможность оперировать в голове отвлечёнными понятиями развивает саму способность к мышлению.
(СЛАЙД 2)Что такое дискалькулия?
Публикация «Дискалькулия, или Как преодолеть трудности в обучении математике» размещена в разделах
Дискалькулия (англ. discalculia) – специфическое нарушение обучения счету, недоразвитие способностей к вычислительным операциям, неспособность восприятия математических символов.
Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих.
В мире насчитывается 5-7 % населения с дискалькулией, в то время как с дислексией их порядка 4-6%.
Код по МКБ-10
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков.
Самое эффективное вмешательство при дискалькулии, а также при дислексии, - это ранний диагноз. Чем раньше мы определим проблему и предоставим детям необходимый инструментарий для адаптации к обучению, тем больше шансов избежать проблем с неуспеваемостью, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.
(СЛАЙД 3)Нейропсихологические механизмы формирования дискалькулии
Причины дискалькулии
Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике и ведущих к дискалькулии. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов.
Дискалькулия у взрослых людей проявляется в результате нарушения нормальной работы мозга. К этому заболеванию могут привести органические поражения височного отдела головного мозга. К этому могут приводить кровоизлияния и тромбы, опухоли и кисты головного мозга, черепно-мозговые травмы.
Развитие дискалькулии у взрослого человека требует немедленного обращения к неврологу!
(СЛАЙД 4) К психотравматическим факторам относятся:
1) Боязнь математики. Этот психологический фактор значительно влияет на способность детей к счету. Возможно, у ребенка есть плохие воспоминания об обучении математике, когда ему не удавалось правильно решать примеры, и его за это наказывали или ругали. В таком случае неуверенность в себе и страх перед повторным наказанием снижает способности ребенка к счету.
2) Общее нарушение психологического здоровья ребенка. Часто это расстройство наблюдается у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.
* Недостатки в пространственных представлениях затрудняют формирование понятия числового ряда и его свойств.
Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.
* Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – трудно в течение определённого времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;
* Низкий уровень переключения внимания – медленное переключение внимания с одного объекта на другой;
* Недостаточная произвольность внимания – затруднено выполнение нескольких действий одновременно;
* Недостаточный объём внимания – невозможность сосредоточиться на небольшом объёме информации.
Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.
* Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, не пользуясь смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. Существует несколько видов памяти: кратковременная память, долговременная, оперативная память. Недостаточное развитие каждого из видов памяти приводит к нарушению ее работы в целом, снижая качество других видов запоминания.
Четвё ртая группа: недостатки в развитии мышления.
* Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – низкая степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мышлении с помощью образов, их соединении и разделении на части (чтобы выполнить действие в уме, ребё нок вынужден манипулировать с предметами: разрезать, раскладывать и т. д.);
* Низкий уровень развития словено-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщение, анализ, сравнение, построение умозаключений) и операций со словами;
* Низкий уровень развития абстрактного мышления – плохое владение понятиями, которые не существуют в природе и которые невозможно воспринять с помощью органов чувств (напр., уравнение) В младшем школьном возрасте этот вид мышления только начинает формироваться.
Пятая группа причин: недостатки развития речи.
* Неумение составлять грамматические конструкции приводит к неправильному использованию категорий рода, падежа. Это искажает смысл фраз и затрудняет понимание.
Шестая группа причин: несформированность приёмов учебной деятельности.
* Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребёнок может переставлять цифры местами;
* Низкий уровень саморегуляции и произвольности мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточить внимание, запомнить информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.
Седьмая группа причин: индивидуально-топологические особенности.
* Своеобразие природной организации нервной деятельности ребёнка;
* Низкий уровень работоспособности;
* Медлительность психических процессов;
* Повышенный уровень тревожности.
(СЛАЙД 5-6)Признаки дискалькулии :
Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.
Не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.
Не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на слагаемые.
Нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.
Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.
Трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.
Не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.
Не может запомнить названия чисел и математические термины, не знает, что они означают.
Не способен правильно записать числа.
Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.
Непонимание значения нуля.
Трудности с запоминанием таблицы умножения.
Непонимание содержания математических схем и рисунков.
«Интеллектуальная пассивность».
В целом, дискалькулия у детей проявляется в неспособности понимать и решать математические и логические задачи. Ребенок не способен запомнить и понять условия задачи и выработать алгоритм ее решения. Дискалькулия у школьников часто связана с тем, что они к тому же не способны правильно рассчитать свое время. Все это приводит к низкой успеваемости в школе.
(СЛАЙД 7)Виды дискалькулии
В зависимости от патогенеза выделяют следующие виды этого заболевания:
Практогностическая. У ребенка не получается посчитать объекты, определить, сколько их, сопоставить численность одной и другой группы.
Вербальная. Ребенок ошибается, когда называет числа, действия, которые над ними совершают, геометрические фигуры.
Графическая. У ребенка не получается записать числа, знаки математических действий, нарисовать геометрические фигуры.
Дислексическая. Ребенок ошибается, когда читает числа и арифметические знаки в условии задачи.
Операциональная. Ребенку трудно совершать математические действия над числами, решать простые или сложные примеры.
У ребенка могут наблюдаться несколько групп симптомов.
(СЛАЙД 8)Дифференциальная диагностика
Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.
Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций :
• посчитать от 10 до 20;
• сравнить числа между собой;
• расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;
• произвести элементарные арифметические операции над числами;
• назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.
Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.
(СЛАЙД 9-17) Направления коррекционной работы:
* Формирование понятия «состав числа», понимание смысла числа;
* Формирование счётных навыков;
* Развитие логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности;
* Усвоение математической терминологии;
* Развитие умения визуализировать числа и математические ситуации в задачах;
* Формирование навыка самоконтроля;
* Развитие зрительного восприятия;
* Развитие зрительной и слуховой памяти;
* Тренировка переключаемости внимания и умения его концентрировать;
* Решение проблемы определения последовательности и организации подробной информации.
(СЛАЙД18) Параллельно с коррекцией неспособности к счету важно проводить общее развитие мыслительных способностей ребенка: развитие абстрактно-логического мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, способности к прогнозированию, музыкальных способностей. Детей обучают самоконтролю и способности оценивать и распределять свое время.
Для профилактики всех видов заболевания важно развитие пространственного и абстрактно-логического мышления, всех видов памяти, грамотной и четкой речи, четкой координации.
Ряд препаратов, например, витамины группы В, глицин, когитум, кортексин, при дискалькулии применяются для улучшения мозгового кровообращения и активизации высшей нервной деятельности.