Наталья Богданова
«Динь и Дон». Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности
Задачи:
1. Уточнить представления детей о домашних животных и их детенышах; упражнять детей в разучивании стихов с использованием метода наглядного моделирования. Упражнять в определении животного по его характерным признакам.
Публикация «„Динь и Дон“, Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности» размещена в разделах
2. Совершенствовать артикуляционную моторику. Упражнять в звуковых дифференцировках по твердости – мягкости. Закреплять правильное произношение звуков [д] и [дь] в словах и фразах. Упражнять в практическом использовании формы дательного падежа существительных; упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
3. Развивать фонематический слух: умение определять начальный звук слова; развивать мелкую моторику. Развивать слуховую память. Развивать интонационную выразительность.
4. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать чувства сопереживания.
Оборудование: плоскостные изображения котят на магнитной доске; бантики синего и зеленого цветов на магнитах; предметные картинки, в названии которых звуки [д] и [дь]; схема для разучивания стихотворения.
ХОД ЗАНЯТИЯ :
Логопед сообщает детям, что встретила двух котят. Зовут их Динь и Дон. Они два друга, но часто ссорятся. Вот и сегодня их мир не берет. Даже сидят они, не глядя друг на друга (логопед выставляет на магнитную доску плоскостные изображения двух котят, смотрящих в разные стороны). Попробуем их примирить.
- Может быть, расскажем им сказку о котенке. А еще ее покажем с помощью наших губ, языка.
Логопед рассказывает сказку, дети выполняют артикуляционные движения по тексту:
«Жил-был котенок. Он жил в своем домике. Утром котенок просыпался и выглядывал из окна («иголочка», смотрел вверх- вниз («качели», влево-вправо («часики») – не идет ли дождь. Затем принимался за завтрак: лакал молочко («кошка лакает молоко», а затем тщательно вылизывал свою мордочку («вкусное варенье»). Наводил в домике порядок («чистим зубы», «маляр») и отправлялся играть с другими котятами. Они качались на качелях («качели», скакали на лошадке («лошадка») и даже залезали на забор («заборчик»). Вечером котенок возвращался домой, лакал молоко и засыпал в своем уютном домике».
- В нашей сказке мы ничего не сказали про маму котенка.
Кто его мама? (ответ детей)
- Кошка – это дикое или домашнее животное? Почему?
- Каких домашних животных вы знаете еще? (ответы детей)
Предлагаю вам игру «Найди ошибку» :
«Щенок – детеныш коровы», «жеребенок – детеныш свиньи».
(дети находят и исправляют ошибки).
- А сможете ли вы определить животное по какой-то его части? ( дети определяют животное по части: на картинках ухо зайца, грива лошади, хвост коровы и т. д.). «Кому может принадлежать этот хвост? – Корове. – Значит, этот хвост чей? – Коровий».)
- А может, наши котята проголодались. Угостим их молочком. Попросим молока для котят у Буренушки.
(пальчиковая гимнастика «Дай молочка, Буренушка…») :
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку - на донышке.
(Показать, как доят корову)
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
(Сделать «мордочки» котят из пальчиков)
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простокваши,
Молочка для кашки.
(Загибать поочерёдно по одному пальчику на обеих руках)
Всем даёт здоровье молоко коровье.
(Показать, как доят корову).
- Что-то никак не получается примирить наших котят. Может, подарим им бантики. У меня есть синий и зеленый. Какой подарим Диню? А Дону? Почему? ( дети определяют цвет банта по первому звуку имени котенка: твердый – синий, мягкий – зеленый).
У котят целый набор картинок. Но они не могут поделить их по справедливости. Нужно раздать им картинки, ориентируясь на первый звук в слове: Диню – с [дь], Дону – с [д].
Дети получают по две картинки. Объясняют свое решение:
- Почему ты отдал эту картинку Дону? – Я отдал картинку с домом Дону, потому что в слове «дом» первый звук – твердый.
- У меня есть еще одна картинка – «дождик». Ее я могу отдать обоим котятам. Почему? (ответ детей)
- Я предлагаю вам разучить стихотворение о дождике. Запомните вы его быстро. В этом нам поможет вот такая схема. (Графическая модель стихотворения).
Логопед читает стихотворение «Что делать после дождика?» В. Данько:
– Что делать после дождика?
– По лужицам скакать!
– Что делать после дождика?
– Кораблики пускать!
– Что делать после дождика?
– На радуге качаться!
– Что делать после дождика?
– Друг другу улыбаться!
Разучивание стихотворения по схеме.
Не кажется ли вам, что с нашими котятами что-то происходит, они снова помирились, и уже не сидят врозь. Что смогло их примирить? – Улыбка!
В конце нашего занятия я хочу вам подарить эти улыбки (логопед раздает вырезанные из картона забавные мордашки или смайлики). А получив улыбку, расскажите, что вам понравилось, что запомнилось.