Ирина Кузянова
Конспект занятия «Дикие животные средней полосы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Дикие животные средней полосы России».
Цель: закрепить знания у детей о диких животных и их детенышах».
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме;
- учить подбирать слова-признаки к словам-предметам;
-учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- учить образовывать имена существительные во мн. ч. ;
- учить образовывать имена существительные в Т. п. ед. ч, мн. ч. ;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности диких животных;
- учить составлять простые предложения;
- формировать пространственное восприятие (закрепление предлогов В, НА, ЗА).
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать рече-двигательную функцию;
- вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие;
- знакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных;
- развивать внимание, логическое мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать стремление овладеть правильной красивой речью;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать интерес к коррекционным занятиям;
- воспитывать бережное отношение к дикой природе, к животным.
Оборудование: силуэты животных, картинки животных и их детенышей, игра с картинками: пища диких животных, пазлы «Белочки», сухой бассейн.
Ход занятия.
1. Введение в тему.
Логопед: Дети, сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в лес.
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Один, два, три, четыре, пять
Смотрим глазками опять.
(У детей на столах картинки с животными, а на фланелеграфе-силуэты таких же животных).
Логопед: Дети, к нам сегодня на занятие пришел Незнайка. Он тоже хочет совершить волшебное путешествие, чтобы больше узнать о диких животных и их детенышах. Давайте возьмем его с собой!
Дети: Конечно!
Логопед: А сейчас мы будем отгадывать загадки про животных. У кого на столе лежит картинка с отгадкой, тот прикрепляет ее на очертаниет такого же животного.
Рассматриваем силуэты.
Загадки:
Посмотрите-ка, какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(лиса).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (еж).
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка).
Мой белый брат на севере живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
(медведь).
На овчарку он похож.
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось).
Лисы и волка я боюсь,
По полю вихрем я несусь.
Прыжками путаю следы-
Так убегаю от беды.
(заяц).
Дети отгадывают загадки, логопед спрашивает каждого ребенка о том, какие слова в загадке помогли тебе найти отгадку (например, загадка про белку: пушистая шубка, дупло, орешки).
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование притяжательных прилагательных, существительных во мн. ч.
Логопед: Дети, все вы живете в семье, с мамами, папами, сестрами, братьями. Дикие животные тоже живут семьями. Давайте подумаем, как в семье животных называются взрослые и детеныши.
Логопед: Папа-медведь, мама-
Ребенок: Медведица.
Логопед: Детеныш?
Ребенок: Медвежонок,
Логопед: А если детенышей несколько?
Ребенок: Медвежата.
Логопед: Это чья семья?
Ребенок: Медвежья.
Таким образом рассказать обо всех животных (по картинкам).
Логопед: Дети, вам приятно, когда вас называют ласково?
Дети: Да!
Логопед: Давайте мы зверей тоже назовем ласково, а Незнайка поучится.
Еж-…
Ребенок: Ежик.
Логопед: Медведь-…
Ребенок: Мишка, мишенька.
Таким образом говорим про лису, зайца, белку, волка.
3. Использование сухого бассейна. Д/ и: «Кто где живет?». Учить подбирать слова признаки к словам-предметам.
Логопед: А сейчас вы будете опускать руку в сухой бассейн и что-то там находить.
Дети по очереди выходят и ищут руками в сухом бассейне фигурки диких животных.
Ребенок : Я нашел медведя.
Логопед: Где живет медведь?
Ребенок: Медведь живет в лесу.
Логопед: А зимой?
Ребенок: А зимой медведь спит в своей берлоге.
Логопед: А какой медведь?
Ребенок: Огромный, неуклюжий, сильный.
Дети выходят друг за другом, говорят о том, где живет дикое животное, фигурку которого он нашел, и какое это животное.
4. Физминутка.
Медведь.
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
-Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Ежик.
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ-топочут ножки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк,
Превратится он в клубок.
Ощетинит еж иголки,
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его.
5. Образование существительных в Т. п. ед. ч и мн. ч.
Логопед: Дети, давайте расскажем Незнайке, кто какую ищу себе добывает в лесу. Чем питаются дикие животные.
(У каждого ребенка голова дикого животного. Дети подходят к доске, на которой находятся картинки пищи животных).
Логопед: Ко мне подойдет тот, у кого картинка, на которой изображена голова зайца. Посмотри внимательно на картинки, найди и назови, чем питается заяц.
Ребенок: Заяц питается травой, листьями деревьев и кустарников, корой деревьев, веточками.
Таким образом дети по очереди рассказывают о питании диких животных и прикрепляют к листу ватмана картинки, на которых изображены головы животных.
6. Формирование пространственных представлений.
Логопед: Дети, Незнайка мне шепнул, что ему очень нравятся шустрые белки. Он принес вам картинки, на которых изображены эти зверьки, но он очень торопился, споткнулся дорогой, упал, и картинки рассыпались. Давайте поможем Незнайке собрать картинки и расскажем, где же не картинке находятся эти зверьки.
(Дети собирают пазлы, на которых изображены белки).
Логопед: Давайте скажем Незнайке, где находятся белки.
Ребенок: Белка сидит в дупле.
Белка сидит на дереве.
Белка сидит за деревом.
Белка сидит в кустах.
Белка сидит на пне.
Белка сидит за кустом.
Логопед: Вы молодцы. Незнайка очень доволен.
Логопед: Дети, самое тяжелое и голодное время года для диких животных – зима.
Как человек может помочь диким животным перезимовать?
Дети: Оставить веточки, сено лосю; положить морковку, капусту зайцу; разбросать шишки, орехи белке; кабану принести желудей.
7. Логопед: Итак, о ком мы сегодня с вами разговаривали?
Дети: Мы сегодня разговаривали о диких животных и их детенышах.
Логопед: Вам понравилось занятие?
Ответы детей.
Логопед: А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Дети, вы все молодцы, вы очень хорошо отвечали. Незнайка узнал много нового и благодарит вас, и я тоже говорю вам: «Спасибо».