Валентина Вильчинская
Конспект занятия «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Дикие животные»
Основная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, волка, лисы, медведя.
Образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
Развивающие задачи:
- развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы ;
- вызвать интерес к жизни животных;
- развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к жизни диких животных.
Материалы и оборудование:
интерактивная панель, письмо, слайды с изображением диких животных и их детёнышей, игрушки, изображающие диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, ежик) мешочек.
Ход занятия.
Дети замечают на столе яркий мешочек. Рядом красочное, яркое письмо.
Дети: Какой красивый мешочек. Интересно, что в нём.
Педагог: Очень красивый мешочек смотрите вот ещё и письмо. От кого же письмо. Давайте его откроем и прочтём.
Педагог читает письмо. «Здравствуйте дети. Пишет вам Лесовичок. Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Давай познакомимся». В этом мешочке находится тот, кто хочет с вами поближе познакомиться.
Педагог: Такое интересное письмо. Кто же хочет с нами познакомиться.
Педагог достает игрушку, например волка, и беседует с детьми о нём.
«Кто это? Какие части тела у него есть? Какого цвета шерсть у волка? Чем питается? Где живет? Как называется дом у волка?»
После беседы воспитатель подводит итог.
Волк живёт в лесу. Он похож на собаку. В отличие от собак, волк не лает, а рычит или воет. У него густой серый мех. Большие, сильные лапы. Длинный хвост. Он питается мясом (оленей, овец, мелких грызунов, зайцев, птиц). Дом волка называется логово. Волк крупнее собаки и свой хвост никогда не закручивает "в колечко". Волчий мех теплый, густой, серого или рыжевато - бурого цвета. Волк умный, смелый и сильный зверь. Он быстро бегает, хорошо плавает. Охотясь, совершает далекие походы. Удивительно, но волк никогда не охотится рядом с тем местом, где живет. Волки - заботливые родители. Щенки - волчата рождаются слепыми и глухими. Волчица кормит их молоком, а при опасности переносит на новое место.
Аналогично проводится беседа о медведе, лисе, зайце, белке, еже. Во время рассказа на экране появляются слайды с изображением диких животных и их детёнышей.
Медведь живет в лесу, он большой и сильный и очень ловкий. У него большие, сильные лапы, густая шерсть коричневого цвета, короткий хвост. Он питается ягодами, грибами, орехами, рыбой, медом. Медведь живёт в берлоге. Зимой спит в своей берлоге, весной просыпается. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы, поэтому его называют косолапым. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать. Говорят, что когда медведь спит в берлоге, он сосет лапу. Может быть, медведь согревает лапы своим дыханием, но он их не сосет. Берлога - зимний дом медведя - может быть под корнями упавшего дерева или в большой куче хвороста.
Но иногда медведь роет себе нору сам. Сверху засыплет берлогу пушистым снегом, останется только маленькая дырочка, "чело", - для воздуха.
В середине зимы в берлоге рождаются медвежата - маленькими, слепыми. Медведица кормит их молоком. Весной они выходят из берлоги.
Лиса - настоящая красавица. У лисы рыжая шубка, длинный, пушистый хвост. Она очень хитрая умная, ловкая. Охотится лиса на зайцев, ловит птиц, разоряет их гнезда. Не откажется от жуков и других насекомых. С удовольствием проглотит лягушку, ящерицу или змею. Любит лиса полакомиться ягодами, фруктами, некоторыми растениями. Но основная пища у лисы - это мыши. У лисицы хороший слух и обоняние. Зимой лиса "мышкует": бегает по заснеженному полю и прислушивается, не пискнет ли под снегом мышка. Услышит - раскопает и схватит добычу. Живёт лиса в норе.
Нору лиса роет, чтобы вывести потомство. Но ей самой работать не хочется, и она частенько занимает чужие норы. Но обязательно сделает несколько запасных выходов.
Лисята рождаются слепыми, глухими и беззубыми. Лисица выкармливает их молоком.
Белка- маленький зверёк. Она умна, проворна. У неё пушистая шубка. Летом белка рыжая, а зимой серая. У белки пушистый, большой хвост и кисточки на ушках. Любимая еда белки орехи, грибы, ягоды. Может съесть жука, бабочку. Она способна даже разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Живёт на дереве, в дупле. Белка сама не умеет делать дупло, а занимает дупло дятла, которое он оставил. А сама белка умеет делать гнездо. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было мягко и тепло.
Гнездо она плетет из веточек, как корзинку с крышечкой. Делает дверку и окошечко. Выстилает гнездо мхом, затыкает им дырочки. В самый лютый мороз в гнезде у белки тепло. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает белка и про другие свои накопления — запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков.
Белка делает запасы на зиму: собирает орехи, прячет их в ямку под листья, развешивает на ветках грибы и ягоды сушиться. Белка, зверёк, конечно, лесной. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, она – обладательница красивого, пушистого хвоста.
Два раза в год белка линяет. Но драгоценного хвоста это не касается. Он линяет один раз в год. Иногда можно услышать, как цокает белка. Вполне вероятно, что она чего-то испугалась. Если белку кто-нибудь потревожит, то она перенесёт бельчат в зубах в безопасное место. Бельчата появляются у белки два-три раз в год.
Ёжик - маленький, серенький, колючий, у него маленькие лапки. На спине у него много колючих, острых иголок. Ими он защищается от врагов. При опасности ёж сворачивается в клубок и тогда иглы служат защитой от врагов. Питается он насекомыми: жуки, гусеницы, пауки, а так же любит есть грибы, ягоды, яблоки и пить молоко. Живёт ёж в норке.
Днем ежи спят, забравшись в норку или укрывшись в густых кустах. А на поиски добычи выходят вечером. Осенью еж начинает готовиться к зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев, под пеньком или ворохом веток. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложится спать до весны.
А весной рождаются ежата - слепые, глухие и без зубов. Иголки у них мягкие, похожие на шерстку. Но пройдет немного времени, глазки у малышей откроются, появится слух, вырастут зубки.
Мама - ежиха кормит ежат молоком. А когда уходит по делам, укутывает детишек листьями, травой, мхом - словно в одеяло завертывает. Ежата подрастут и начнут выходить из своего домика. Сначала они не отходят от мамы - с ней безопаснее! Но очень скоро станут самостоятельными, а на следующий год и совсем взрослыми. Ежи приносят человеку пользу. Они уничтожают вредных насекомых, охотятся на мышей. Некоторые люди пытаются держать ежей у себя дома. Но будет лучше, если колючий колобок останется на воле.
Заяц маленький. Носит зимой белую, а летом серую шубку. У него длинные уши, маленький хвостик и хороший слух. Заяц очень быстро бегает. У него 4 лапы и короткий хвост. Питается заяц молодыми ветками деревьев, корой, травой, сеном, листьями различных растений, а также любит овощи. Заяц не имеет своего дома, он весь день спит в траве под кустом, а зимой – в ямке в снегу, а ночью заяц кормится. На самом деле, заяц не такой уж трус. В природе бывает такое: нападёт на зайца орёл, а он ложится на спину и изо всех сил отбивается задними лапами.
Догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые.
Первые малыши появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие поколение – летом, а ещё и осенью рождаются зайчата.
Педагог: Как вы думаете это дикие животные или домашние?
Дети: Дикие.
Педагог: Правильно эти животные называются дикими. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Живут в лесу, добывают сами пищу, разные в лесу жилища, защищаются от врагов, устраивают себе жильё, выводят потомство.
Педагог: Молодцы ребята, правильно, животные которые живут в лесу и сами о себе заботятся, называют дикими, ещё по другому можно их назвать – звери.
Физминутка. «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево)
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Педагог: Вы уже знаете, что животные в лесу живут не одни, а вместе со своими детёнышами. Давайте назовём их.
Игра «Кто у кого?»
- У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
- У лисицы - … (лисенок, лисята).
- У белки - … (бельчонок, бельчата).
- У волчицы - … (волчонок, волчата).
- У ежихи - … (ежонок, ежата).
- У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
- Молодцы. Предлагаю вам поиграть ещё в одну игру.
Игра с мячом. «Кто домашний, а кто дикий?»
Дети становятся в круг. Педагог с мячом внутри круга. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «Домашние», «Дикие». Если водящий сказал «дикие» то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать дикое животное. На слово «домашние» играющий отвечает названием домашнего животного. Если ребёнок ошибся, другие дети могут ему помочь.
Рефлексия:
- Понравилась вам игра?
- Сколько нового и интересного мы узнали.
- Каких животных мы называем дикими?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что не понравилось?
- Скажите про кого я говорю?
- Трусливый, длинноухий, быстрый, маленький, серый или белый. (Заяц)
- Большой, сильный, косолапый, неуклюжий. (Медведь)
- Серый, злой, голодный, большой (Волк)
- Хитрая, пушистая, осторожная, рыжая, ловкая. (Лиса)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая, прыгучая. (Белка)
- Маленький, серый, колючий (Ёжик)
- Молодцы. Я думаю, что вам очень понравилось играть в игру, которую предложил нам Лесовичок.
Литература:
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
Т. Я. Шипунова. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рабочая программа воспитателя по программе «Детство»