Дина Барышникова
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Дикие и домашние животные»
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы
«Дикие и домашние животные»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и расширять представления детей о внешнем виде, образе жизни диких и домашних животных;
- Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;
- Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей;
-Помогать употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (медведица – медвежонок, лиса - лисёнок).
Развивающие:
- Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
- Развивать психические процессы детей: внимание, память,
мышление;
- Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Продолжать формировать интерес к живой природе;
- Воспитывать доброе отношение к диким и домашним животным.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Ход занятия:
(Воспитатель показывает детям игрушку Незнайки)
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел Незнайка. Он очень многого не знает, поэтому его и зовут Незнайка. Давайте сегодня вместе с Незнайкой, познакомимся с животными.
Животные бывают дикие и домашние.
Ребята, как вы думаете, животные, которые заботятся о себе сами называются дикими или домашними?
Дети: Эти животные называются дикими.
Воспитатель: А если о животных заботится и ухаживает человек, как называются эти животные?
Дети: Домашние.
Воспитатель: Сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать. Незнайка будет внимательно слушать.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных, после того как загадки отгаданы.
Воспитатель: Отгадайте:Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет!
(Лиса)
- Правильно! Это лиса. У лисы красивая рыжая шубка. Лиса ищет мышиные норки, выслеживая мышей, бегает, пугает мышек своим топотом, выгоняя их из нор.
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
(Медведь)
Медведи зимой спят в берлогах, летом бродят по лесу, собирают ягоду, любят мед. Еще медведя называют хозяином леса и его боятся другие звери. Слушайте еще одну загадку:
Кто по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Зимой у белки красивая рыжая шубка, летом - серого цвета. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, орехи, сушеные грибы, ягоды. Зимой они подходят близко к жилью человека и люди их подкармливают семечками, орешками.
Кто зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
(Волк)
У волка густой мех серого цвета. Он бродит по лесу голодный. Все звери попрятались в норки и волку трудно отыскать добычу.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
(Заяц)
Зимой заяц одет в белую пушистую шубку, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотники не заметили его на снегу. Летом заяц - серый, чтобы его не было видно в траве, среди кустов. Заяц любит полакомиться корой деревьев, свежей травой.
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(Ежик)
Ежик бегает по лесу, кормится ягодами, грибами; насекомыми: кузнечиками и разными жучками. Если еж почувствует опасность, то сворачивается в клубок. А осенью он найдет себе норку, в которой будет спать всю зиму и проснется только весной.
Воспитатель: Молодцы! Вы многое узнали о диких животных, которые живут в лесу. А сейчас встанем кружок и превратимся в медвежат! Физминутка
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Воспитатель: А каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей)
Отгадайте – ка загадки.
Загадка 1.
Человеку помогает,
Молоко ему дает.
Есть рога, но не бодает.
Целый день жует траву.
(Корова)
Загадка 2.
Кто в степи так быстро мчится?
Звонко цокают копытца,
Скачет весело, игриво.
Вьется хвост, и вьется грива.
(Лошадь)
Загадка 3.
Любит в луже полежать.
Может хрюкать и визжать.
А еще на спинке
У нее – щетинки.
(Свинья)
Загадка 4
Вместо платья и рубашки
У нее кругом кудряшки.
Можно кудри подстригать
И потом носки вязать.
(Овца)
Загадка 5.
Молока даёт немножко
Есть копыта, и есть рожки.
Если пустишь в огород
Вся капуста пропадет.
(Коза)
Загадка 6.
Куд-куда, куд-куда!
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
(Курица и цыплята)
Загадка 7.
Возле дома дом стоит,
Кто же там всю ночь не спит?
На чужих лает, к дому не пускает.
(Собака.)
Загадка 8.
У порога плачет, коготки прячет.
Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.
(Кошка.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Хорошо вы умеете отгадывать загадки.
Воспитатель показывает карточки-картинки с домашними животными.
Воспитатель: Какие домашние животные помогают человеку в его делах? Какую пользу они приносят людям?
Дети: Корова и коза дают молоко; лошадь перевозит тяжелые грузы; овца и коза дают шерсть; собака сторожит дом, ходит с человеком на охоту; кошка ловит мышей.
Беседа о детенышах животных.
Воспитатель: У всех животных есть детеныши, о которых они заботятся. Детеныши большинства животных рождаются слабыми, беспомощными и первое время находятся около матери.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Животные и детеныши». Назовите маму и ее детеныша.
Проводится игра. Педагог показывает картинки. Дети отвечают:
Коза - козленок;
Овца – ягненок;
Крольчиха - крольчонок;
Свинья – поросенок;
Корова – теленок;
Лошадь - жеребенок;
Кошка – котенок;
Собака – щенок.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о детенышах диких животных.
Дети отвечают:
У зайчихи - зайчонок,
У медведицы - медвежонок,
У волчицы - волчонок,
У белки - бельчонок,
У ежихи - ежонок,
У лисицы - лисенок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Еще Незнайка хочет проверить, насколько вы внимательны. Мы проведем игру «Хлопки на внимание», если вы услышите название домашнего животного, то хлопните в ладоши:
- Корова, овца, белка, барсук, баран, лошадь, козел, лиса, медведь, собака, панда, кошка, конь, крокодил, бегемот, коза.
(дети хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам раскрасить животных. Выберите, пожалуйста, животное, которое вам понравится и раскрасьте его.
Детям предлагаются раскраски диких и домашних животных.
Воспитатель: Приступайте к раскрашиванию рисунка, а Незнайка посмотрит, как вы справились с работой.
Дети раскрашивают животное по выбору.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием, раскрасили животных. Незнайке все ваши раскраски очень понравились.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о каких животных мы с вами беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии: играть, отвечать на вопросы или раскрашивать? (Воспитатель помогает детям ответить на вопросы)
Воспитатель: Ну что же, ребята, давайте попрощаемся с Незнайкой, ему пора возвращаться домой.
До свидания! До новых встреч!