МААМ-картинки

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе ДОУ. (4 фото)

Татьяна Брехунова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе ДОУ.
▼ Скачать +Заказ

«Дифференциация звуков. Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий, определений без предлогов».

ЦЕЛЬ:

1. Учить проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов и предложений, используя метод наглядного моделирования.

2. Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать: гласные - согласные; тихие громкие.

3. Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.

4. Уточнить представления детей о построении простых предложений без предлогов, их составе. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе ДОУ,» размещена в разделах

5. Работа над общими речевыми навыками.

6. Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображение.

7. Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение, схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах, домики-звуки, обозначающие гласные, пеналы, сундучок, набор картинок, доска, магниты, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове?», простые карандаши; карточки – схемы слов предметов; слов-действий, и слов-определений.

СЛОВАРЬ: слова-предметы, слова-действия, красивые слова, звуки, согласные, гласные, твердые, мягкие, предложение, речь, схема…

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: игровые, наглядные, практические, словесные, релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

Л: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем. Что вы услышали?

Л: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)

Л: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.

Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести. (На доске появляется карточка - схема с частями тела человека: нос, глаза, уши; отдельно рот и значки крестики на магнитах. Дети закрывают те части лица человека крестиком, которые не участвуют в произнесении или усвоении звуков).

Л: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)

II. Основная часть.

1.«Узнай и назови звук по символу».

Л: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть. Но для того, чтобы вам было легче работать, мы придумали символы звуков. Каждый звук имеет свой символ. Их можно увидеть.

(Логопед привлекает внимание детей к тому, что в групповой комнате есть «домики» с символами. Ребятам предлагается найти их и назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])

Л: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)

2. «Поймай звуки – сложи слоги».

Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.

А…У – АУ, Н…У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.

Л: Ребята все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками).

А согласные…согласны

Шелестеть, шептать скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов.

3. Игра «Разноцветный сундучок».

Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.

На стол логопед выставляет сундучок и предлагает:

- Ребята, вы достанете картинку и четко назовете ее, определите первый звук в слове. Картинка крепится на доску.

Логопед: Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Миша, Катя, загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок вытаскивает картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии: мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.

4. Игра «Сколько звуков в слове?» индивидуальное

У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий. Кто выполнит задание правильно и быстро, тот и победил (логопед ставит на карточке отметку).

5. «Выложи слово из символов».

Дети выкладывают слова: КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Физ. пауза.

У опушки две старушки… наклоняются, «собирают грибы»

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух! Машут руками, как крыльями

Филин: - У-ух!

У старушек замер дух. Приседают.

7.Упражнение «Слова-предметы».

Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.

Л: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.

Стол (Дети называют слова и кладут фишки в коробку.)

Л: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета - чистый прямоугольник).

8.Игра «Узнай слово».

Л: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.

-Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.

Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч).

Темная, дождевая, низкая, большая (туча).

Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.

Мама …добрая, хорошая, родная, ласкова.

Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.

Л: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу).

9.Упражнение «Слова-действия».

Л: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…

-Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия, говоря слово, вы, как и раньше, кладите фишку в коробку. (Дети называют слова-действия и кладут фишки в коробку).

Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.

10.Составление схем предложений.

Л: - Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)

Л: - Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет - дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)

А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение? (карточку с солнышком) Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)

III. Итог.

Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?

Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы со всем справились замечательно.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе ДОУ.
Фото №1 Дифференциация звуков Фото №2 Построение простых предложений из слов предметов слов действий определений без предлогов Фото №3 Учить проводить звуко буквенный анализ и синтез слов и предложений используя метод наглядного моделирования
Публикации по теме:

Конспект занятия ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТЕМА: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

План работы по формированию речевой деятельности детей подготовительной логопедической группы. План работы по формированию речевой деятельности детей подготовительной логопедической группы. Основание: Филичева Т. Б. Устранение общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе ДОУ.
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 16:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе ДОУ.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Брехунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД