Дадашова Мирана Самидага кызы
Дидактические игры в развитии математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
в развитии математических представлений у дошкольников
Аннотация: обсуждаемой статье рассматривается использование
дидактических игр в развитии математических представлений у
дошкольников.
Публикация «Дидактические игры в развитии математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для умственного воспитания дошкольника, обязательно нужно
провести дидактические игры. С помочью дидактических игр, дети
развиваются быстрее. Они даже не понимают, что они с помочью игры
учатся: считать, писать, складывать, учат время, день недели. У них с
помочью игры вырабатываются необходимые качества для успешного
умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том,
что ему показывает и говорит воспитатель. Развитие сосредоточенности и
способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми знаний
и умений. Это одна из наиболее важных задач, которая должна быть решена
во время проведения дидактических игр.
В области математики заложены большие возможности для развития
мышления ребенка. С помочью игры у ребенка более эффективно
улучшается внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Играя дети
даже не подозревают, что осваивают и приобретают новые знания и умения.
Во время игры дошкольник многое узнает о различных предметах : об их
свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала.
Ключевые слова: дидактические игры, математика, дошкольное
воспитание, математическое развитие, педагогические условия, дошкольное
образование, деятельность, мышление, содержание.
Использование дидактических игр в работе с детьми способствует
лучшему усвоению программного материала по математике, повышает
эффективность педагогического процесса.
Главная задача дидактических игр математической направленности – это
обучение детей дошкольного возраста различению, выделению, называнию
наборов объектов, фигур геометрического плана, чисел и т. п. Обучающие
игры, как правило, способствуют развитию у детей новых знаний, знакомят
их с различными приемами математической деятельности.
Дидактические игры решают ту или иную конкретную задачу,
направленную на улучшение у детей элементарных математических
представлений. Дидактическая игра – это игровой метод обучения.
Дидактические игры :
– являются средством обучения, с их помощью педагог воздействует на
все аспекты личности ребенка;
– выполняют функции обучения, являются средством начального
обучения дошкольников; содержание дидактических игр формирует у детей
адекватное отношение к объектам и явлениям мира, систематизирует и
углубляет знания;
– развивают у детей сенсорные навыки: игры для знакомства с цветом,
формой, размером предметов;
– стимулируют мотивационный интерес к труду, прививают любовь к
труду и желание осуществлять трудовую деятельность;
– развивают физический потенциал ребенка-дошкольника : создают
благоприятные условия позитивного эмоционального подъема, а именно
положительное настроение, развитие и укрепление рук и т. п.
Я думаю, развитие элементарных математических представлений –
это очень важная часть интеллектуального и личностного развития
дошкольников.
От педагогов требуется:
- создать благоприятные педагогические условия для интенсивного
развития детей, они должны развиваться играя.
- создать правильную развивающую среду, которая будет
способствовать развитию способностей детей.
Для дошкольников воспитатель должен быть незаметным
пособником, тогда дети научатся считать самостоятельно даже, не замечая
это.
Изучив литературу по педагогике, пришла к выводу, что для
максимального эффекта по ФЭМП надо использовать дидактические игры не
только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Игра является
основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, ведущим во
всестороннем развитие ребенка
Математика – это один из самых сложных предметов в школе.
Поэтому задача педагога в дошкольном возрасте побудить ребенка осваивать
основы математики с интересом и удовольствием. Именно через игру
усваиваются задачи наиболее просто и эффективно.
Первым делом нужно развивать логическое мышление ребенка, чтобы
у дошкольника выработалось математические умения и навыки. Но нужно
начитать с младшего возраста. Но можно достичь высоких результатов, когда
предметно – пространственная среда полностью соответствует всем
требованиям ФГОС ДО.
В группе должен быть математический уголок и игровые материалы,
чтобы ребенку было интересно узнавать и учить. Например, лэпбук, книжки-
малышки, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки,
наборы с цифрами. С помощью их ребенок быстрее усваивает материал.
Педагоги и психологи доказывали, что усвоение ими математические
представления влияют в их психическое развитие и полностью обеспечивает
готовность к начальным классам (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А.
Михайлова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д.
Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В.
Щербакова и др.). У кого больше развит интеллект, то такие дети быстрее
запоминают материал, который им дает воспитатель на занятиях, и они более
самоуверенны, быстрее находят общий язык со сверстниками.
Поэтому с ранних лет важно правильно заложить фундамент к
обучению у них математических представлений.
У игры можно выделить свои особенности для детей дошкольного
возраста:
1. Для дошкольников наиболее доступным и основным видом
деятельности является – игра.
2. Она также очень эффективно формирует личность дошкольника и
его качества.
3. С помочью игры у детей значительно меняется их психика
4. Игра является важным средством умственного воспитания ребенка.
Мы постарались организовать с такими детьми индивидуальную
работу по закреплению некоторых математических представлений
(например, представления о частях суток, и днях недели, привлекали к
организации игр на занятиях по математическому развитию.
Продолжительная увлеченная игра свидетельствовала, что совместное
достижение цели, преодоление трудностей доставляют детям радость.
Перед работой с детьми дошкольного возраста сначала необходимо
изучить эмоциональное самочувствие ребенка, как он относится к
математике. Провести тестирование, которое сможет определить
предпочтение ребенка в выборе деятельности.
Воспитатели очень тесно работают с родителями: проводят
анкетирования и так далее. Также, необходимо прийти к общей цели,
педагоги и родители, должны найти контакт взаимодействия, это в будущем
поможет педагогу в дальнейшей работе с детьми и, и родителям лучше
узнать предпочтения своих детей и найти правильный подход в воспитании.
Таким образом, мы имели возможность убедиться на практике, что
дидактические игры открывают перед воспитателем большие возможности.
Грамотное планирование воспитательно-образовательной работы,
продуманная обстановка, учет возрастных возможностей детей - все это
позволяет старшему дошкольнику в непринужденной обстановке усваивать и
применять на практике необходимые математические знания.