Получи документы

Дидактические игры по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Любовь Попова
Дидактические игры по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Интересна мысль Журовой Л. Е о том, что «подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом мы опираемся на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью» .

Публикация «Дидактические игры по обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В подготовке детей к обучению грамоте предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Эта работа должна начинаться с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов — первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и

правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетическихткачеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Комплексно-игровой метод организации занятий делает обучение интересным, ведь интерес вызывает у ребенка удивление, будит мысль, помогает лучше запомнить учебный материал. Различные игровые и занимательные задания являются ценным средством развития умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение).

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Поэтому, прежде чем изучать буквы, необходимо уметь правильно произносить звуки, различать их на слух, т. е. развивать фонематический слух.

Дети должны четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем. Слова и звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Добукварный период включает в себя звуковые упражнения. Цель их – развивать фонематический слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, правильно определять и давать характеристику звука, учить определять место звука в слове.

На занятиях по обучению грамоте я использую разные методические пособия, сделанные своими руками. Рассмотрим некоторые дидактические игры, которыми мы пользуемся с детьми на занятиях в старшей группе. Почему возникли эти учебные игры? У детей старшего дошкольного возраста преобладает конкретно-образное восприятие речи, им важно не услышать звук, а увидеть его в конкретном слове, в окружении других звуков, связать звук с его графическим символом-буквой. Достоинством игровой формой обучения является непосредственность характера деятельности детей : они не учат, они играют, а это всегда интересно. «Учимся играя» — попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?». Если занятие построено интересно, ребенок познает вкус учения с увлечением и будет ожидать учебные занятия с нетерпением и огромным желанием узнать что-то новое и продемонстрировать свои полученные знания.

«Звуковая квартира» - игра, с помощью которой дети учатся определять характеристику первого звука в слове, дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки. Ребенку предлагается три многоэтажных домика – красного, синего и зеленого цвета и картинки с различными животными, птицами и рыбами. В ходе игры ребенку необходимо определить качество первого звука в слове (гласный, согласный мягкий или согласный твердый) и поместить с помощью липучки в окошко домика фишку соответствующего цвета (красный-гласные звуки, синий – согласные твердые звуки, зеленый - согласные мягкие звуки). В ходе этой игры ребёнок не только развивает свои речевые навыки, но и расширяет общий кругозор, закрепляет полученные знания в области познавательного развития. Эта игра дает возможность многократного опроса ребёнка, так как не требует больших временных затрат.

На ранних этапах обучения грамоте используется дидактическая игра (д/игра) «Угадай звук». Дети поднимают руки, если слышат в словах, например, звук «С». И хлопают в ладоши, если слышат звук «Ш». Игра способствует развитию фонематического слуха, внимания. И, самое главное, в работу включаются все дети. «Живые звуки»

Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»

Педагог называет детям слово, а дети называют звуки.

«Позовем звуки домой»

Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке»

Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Кубик»

Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.

«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»

Педагог называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.

«Прочитай» слово по первым звукам картинок»

Педагог предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Педагог называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.

«Слово рассыпалось»

Педагог называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков. «Магазин»

Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.

«Поезд»

Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.

«Собираем урожай»

В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох, а в другую - баклажан, картошка, помидор.

«Картинки-половинки»

Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Педагог называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.

При изучении твердых и мягких согласных дети делятся на 2 команды. В д/игре «Тим-Том» друзья Тома хлопают в ладоши, если слышат твердый звук, а друзья Тима хлопают в ладоши, если слышат мягкий звук.

Предлагаются слова: тигр, ток, тетрадь, торт, туфли, просить, Таня, тень, тыква и т д.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая учебно-наглядный, дидактический материал, без которого невозможно активизировать мышление детей. Поддерживать интерес и внимание детей на протяжении всего занятия способствует смена различных видов деятельности.

Использование загадок – это соревнования на смекалку, удивительная игра, тренирующая внимание, развивающая любознательность.

Высокий, длинноногий

Летать ему не лень –

На крыше из соломы

Устроился. .(Вы думаете – это олень, а на самом деле аист.)

На это стоит поглядеть

Бревно взял хоботом. (Хочется сказать медведь, но это слон.)

Шагает, голову задрав,

Двугорбый молодой. (Хочется сказать жираф, но это верблюд.)

На игровых занятиях происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, раскрываются способности детей. Занимательная дидактическая игра помогает сделать занятие интересным, увлекательным.

Детям очень нравятся такие игровые упражнения, как «Доскажи словечко», «Словорифмование», развивающие интерес к стихам, поэзии.

Чтобы нас не съели волки,

Нам – ежам нужны. (иголки).

Взяли нитки и катушки

Чиним малышам. (игрушки).

На полу скребется. (мышка)

Спит в берлоге бурый. (мишка).

Он прибьет гвоздей поток

Мой приятель. (молоток).

Каждый знает, всяк поймет

Там, где пчелы, там и. (мед).

Кто альбом раскрасит наш

Ну, конечно,. (карандаш).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Д/игра «Звук заблудился».

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки, а играл в футбол,

Оттого в тетради появился гол (кол).

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, обычно начинается с того, что детям демонстрируется печатная буква. Определяется, на что похожа та или иная буква, т. е. создаётся зрительный образ буквы.

«На эту букву посмотри. Она совсем как цифра три».

«А – начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать ее легко, ноги ставит широко».

Для более прочного образного запоминания можно выкладывать ее из счетных палочек, рисовать пальчиком на столе. Затем дети учатся писать букву в тетради.

При изучении букв используются д/игры «Что изменилось?» и «Кто внимательнее?». Эти игры не только нравятся детям, но развивают зрительную память и внимание, дети быстрее запоминают буквы.

Д/игра «Добавь еще слог».

«Слоговое лото» – детям предлагают из данных слогов составить слова (за, ло, па, си, та, ко). Коза, лоси, лопата.

Д/игра «Кто больше» – дети называют игрушки, в названии которых есть звук [л]. Юла, кукла, белка.

Дети очень любят превращаться в «волшебников». Д/игра «Волшебная цепочка», в которой изменяя лишь одну букву в слове, необходимо придумать новое слово: река – рука – мука; лиса – липа – лупа – луна; гора – горе – море; лось – лоск – воск – волк и т. д.

При изучении какой-либо буквы включаю д/игру «Интеллектуальная разминка».

Блиц-опрос.

Например, все ответы на вопросы должны начинать с буквы «Л».

Спутник Земли. (Луна.)

Маленькие человечки. (Лилипуты.)

Корзина для грибов. (Лукошко.)

Время года. (Лето.)

Дерево-медонос. (Липа.)

Лесные душистые весенние цветы. (Ландыши.)

Средство от болезней. (Лекарство.) и т. д.

Для успешного овладения письменной речью; у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Это не только владение речевыми звуками и достаточность словарного запаса, но и умение грамматически правильно оформлять предложения, владение связной речью. Работа над предложением ведется в упражнениях правильного согласования существительных и прилагательных.

Д/игра «Закончи фразу». Слова подбираются на определенный звук. Например: звук [л].

В зоопарке разные звери:

Рыжая (лиса,

Сильный (лев,

Красивый (лось,

Быстрая (лошадь).

Примеры работы над предложением разнообразны, но задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному.

Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложение из набора слов, связанных интуитивной цепочкой. Например, «Лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, сидеть» (Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе.)

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых необходимо исправить ошибки. Д/игра «Так бывает или нет».

«Дайте быстро мне ответ – так бывает или нет?»

Наступила зима, расцвели подснежники. (Нет)

На березе растет земляника. (Нет)

Лось прыгал с ветки на ветку. (Нет)

Положительные эмоции облегчают процесс познания. За игрой стоит учебный процесс, и задача педагога направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Когда уже изучено большее количество букв, предлагается детям д/игра «Наборщик». Им нужно составить как можно больше слов из заданного слова. Например, РЕКЛАМА (рама, каша, река, лак, мак, крем, рак, мел, мера, мерка, марка и т. д.).

Важно продумать поэтапное распределение игровых моментов на занятиях. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине занятия дидактическая игра может носить поисковый характер. На любом этапе занимательные игры должны быть интересными, доступными, включать разные виды деятельности.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, тесно сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Вызвать интерес к обучению грамоте помогут разные виды занятий: «КВН», «Что, где, когда?», игра-путешествие, занятия-викторины и т. д.

Обучение грамоте – один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от нас, нашего терпения. Пусть каждый ребенок почувствует успех, познает радость «открытия» для себя и с желанием и хорошим настроением идет на каждое занятие.

Таким образом, в дидактической игре у ребёнка, появляется уникальная возможность самовыражения и самосовершенствования. Он, овладевая навыками самоанализа, самооценки и оценки результатов учебной деятельности других детей, видит реальные перспективы собственного роста, стремится достичь все больших результатов в учебном процессе, а это надёжная база подготовки ребенка к школьному обучению.

Кроме того, игровая ситуация создает благоприятные условия для развития социальной сферы жизнедеятельности ребенка: он получает навыки коллективной работы (совместного планирования и организации учебной деятельности, взаимопомощи в ходе выполнения заданий, психологической поддержке сверстников).

Контактная работа с дидактическими элементами пособий не только развивает мелкую моторику, а через нее активизирует работу головного мозга, но и закладывает основы успешной сенсорной деятельности в школе (овладение каллиграфическим письмом, обеспечивает устойчивость почерка).

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактические игры по обучению грамоте «Светофор», «Засели домики» Дидактическая игра «Светофор» Цель: Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки. Оборудование:.

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2024 в 16:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по обучению грамоте детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 июля. День семьи, любви и верности. Передвижка «День семьи, любви и верности»

Праздник «День семьи, любви и верности» отмечается в России 8 июля. Он посвящен самому важному чувству на свете — любви, которая является основой крепких и счастливых браков.

7 июля. День Иваны Купалы. Передвижка «Праздник Ивана Купалы»

 День Ивана Купалы — старинный народный праздник со своими традициями и обрядами. Расскажем детям, как отмечали Купальскую ночь их предки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД