Папки-передвижки

Дидактические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Назарова Светлана
Дидактические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Последнее время отмечается повышенный интерес родителей, педагогов и врачей к проблеме готовности детей к обучению в школе, к вопросам преемственности дошкольного и школьного образования, так как готовность ребёнка к школе является важным фактором, обеспечивающим успешность освоения школьной программы без ущерба для здоровья. Формирование навыков чтения и письма – первоочередная задача первого года обучения в школе. Подготовленность детей к обучению грамоте в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в начальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты – это фундамент для всего последующего обучения: неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не может усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы.

Темочки:

Таким образом, начальный курс обучения грамоте является важным звеном в подготовке ребёнка к школе и создает базу для последующего обучения ребёнка письму и чтению. Во время занятий с детьми-дошкольниками целенаправленное внимание уделяется развитию фонематического слуха, речевого внимания, овладению звуковым анализом слова, пополнению и активизации словарного запаса, развитию связанной речи. Навыки, которые формируются у детей во время занятий, специфичны и не могут быть сформированы родителями самостоятельно без помощи педагога. Подготовка детей к обучению грамоте требует специальных знаний и систематической работы. Используемый в работе комплекс занятий по подготовке к обучению грамоте построен с учётом дошкольной дидактики и максимально насыщен игровыми приёмами и упражнениями, составляющими целостную систему.

Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, формирование необходимых навыков осуществляется с помощью специально разработанных дидактических игр. Система игр, помимо формирования специальных навыков, способствует развитию активной мыслительной деятельности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности, развивает произвольное внимание и произвольную память.

Собственно обучение грамоте начинается с 4-х лет (средняя группа детского сада). В средней группе закладываются основы овладения детьми грамоты. Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания, изучения и анализа. При этом смысловая её сторона отделяется от формальной, на которой и концентрируется внимание детей. В процессе целенаправленного обучения воспитывается фонематический слух, речевой внимание, дети овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Во время занятий в старшей группе происходит формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, пополнение и активизация словарного запаса, а также развитие и совершенствование связной речи.

Занятия по сути являются системой дидактических игр как предусмотренных программой «Развитие», так и созданных и апробированных в МАДОУ № 192. Разработанные нами дидактические игры, представленные ниже, целиком основаны на теории фонематического анализа слова, принадлежащей Д. Б. Эльконину, а также на основе современных педагогических и психологических исследований игры как ведущей деятельности ребёнка.

Средняя группа.

1. «Поющие пластинки».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Собрать на пластинку слова-карточки с соответствующим искомым гласным звуком («Песенкой пластинки»).

Материал: Шесть пластинок с картинками-подсказками («Песенками»):

1. «Шар» – [а];

2. «Слон» – [о];

3. «Жук» – [у];

4. «Гриб» – [и];

5. «Лев» – [э];

6. «Мыши» – [ы];

Предметные картинки небольшого формата (например, из «Речевого лото»).

Игра может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы.

2. «Поймай хвост».

Цель: Развития фонетического слуха.

Задача: Ребенку необходимо определить и назвать отдельно последний звук предъявленного слова-картинки.

Материал: любые предметные картинки, мяч.

Особое внимание обратить на правильность произношения согласных звуков (твердость – мягкость).

3. «Подбери пару».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Среди множества картинок найти парные, изображающие предметы, названия которых начинаются с согласных, парных по твердости-мягкости.

Материал: Для анализа детям предлагается не более 4 – 6 пар предметных картинок.

4. «Карлики – Великаны».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Определить качество звука, опираясь на особенности артикуляции и показать:

– «Великана» (встать на носочки, руки высоко поднять, звук растет и «тянется», поется и состоит из голоса (гласный звук);

– «Карлика» (присесть на корточки) – звук короткий, прерывистый, состоит из шума (согласный звук).

Материал: Игра проводится устно.

Игра может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы.

5. «Звукоград - I».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Выстроить улицу из домов красного и синего цвета в соответствии качеством звуков (гласные – красные, согласные – синие). Последовательность домов на улице определяется последовательностью звуков в слове.

Материал: Фланелеграф, вырезанные из половины картонного листа красные и синие дома, на обратной стороне которых приклеены кусочки бархатной бумаги вместо «липучки».

Игра может использоваться как для индивидуальной, так и для работы с подгруппой.

6. «Звуки дружат».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: В линеечку по порядку следования звуков в выбранном коротком слове выстраиваются дети-звуки. Перед тем как взяться за руки, каждый звук выбирает для себя шарфик по цвету, соответствующему его качеству: Карлики надевают синие шарфы, Великаны – красные.

Материал: Десять шарфов, по пять синего и красного цвета.

Эта игра проводится после того, как дети освоят игру «Карлики – Великаны».

7. «По кочкам, по кочкам».

Цель: Развитие умения слогоделения.

Задача: Построить или выбрать «дорожку», по длине соответствующую количеству слогов в предложенном или придуманном слове.

Материал: Набор «кочек» из цветного зелёного картона. Дорожки могут быть любой длины и состоять из 1, 2, 3 и т. д. кочек.

Игра имеет несколько вариантов:

1. Когда детям предлагается слово для анализа, или они сами его выбирают и составляют (и пропрыгивают) его слоговую схему,

2. Когда дети из трёх дорожек разной длины выбирают нужную для предложенного или придуманного слова,

3. Когда дети «проходят» все три дорожки (начиная с самой короткой или, наоборот, с самой длинной, соответственно подбирая, придумывая слова определенного слогового состава. Этот вариант начинает использоваться в конце учебного года средней группы.

8. «Соберём бусы».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Собрать бусины – звуки на нитки – проволочки в порядке следования звуков предложенного слова в соответствии с их качественной характеристикой (гласные – красные, согласные – синие бусинки).

Материал: На каждого ребёнка по три красные и три синие бусинки (в качестве бусинок могут служить деревянные косточки от старых счёт). Ниточки – проволочки, подносы.

Игра проводится после того, как дети освоят игры «Карлики-Великаны», «Звуки дружат».

Старшая группа.

1. «Собери ромашку».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Подобрать слова - лепестки к заданному (или выбранному ребенком) звуку-серединке. Ребенок располагает в серединку ромашки недлинное слово из 3 – 5 звуков, выбирает любой звук из этого слова и собирает слова - картинки, именно с этим звуком. Искомый звук может находиться в словах в любой позиции (начало слова, конец, середина).

Материал: Лист со схематически изображенной ромашкой. Предметные картинки небольшого размера.

Игру лучше проводить индивидуально, обращая особое внимание на различение твердых и мягких звуков, как важный показатель развития фонетического слуха.

2. «Собери цепочку».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Собрать «цепочку» из слов. Каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова, например: ковш – шапка – арбуз – сыр – ромашка…

Материал: Лист со схематически изображенной цепочкой. Предметные картинки небольшого размера.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

В начале учебного года игра проводится устно (в кругу с мячом).

3. «Собери кольцо»

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Собрать «кольцо» из пяти слов. Каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Последнее пятое слово должно заканчиваться таким звуком, на который начинается первое слово колечка.

Материал: Лист со схематичным изображением кольца, состоящего из пяти условных частей. Предметные картинки небольшого размера, например, из «Речевого лото». На первом этапе можно предложить специальные наборы карточек: 1) телефон, нож, шкаф, флаг, кровать (шар, носки); 2)арбуз, снегирь, редис, совок, кошка (слон,рак); 3)трамвай, якорь, редис, сковорода, аист (юбка,тигр) и др.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

4. «Найди дом».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Правильно определить и показать «дом» (красный, синий или зеленый) в соответствии с качеством названного воспитателем звука.

Материал: если игра проводится с подгруппой, то потребуются наборы фишек – домиков синего, красного и зеленого цветов на каждого ребенка. Подносы.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

5. «Звукоедик».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Дети произносят слово без звука, определенного позицией в слове: без первого, второго, последнего. Более сложный вариант: произнести слова без любого определенного звука, безотносительно к его местоположению в слове, например без [a], [к‘], [с].

Материал: Любые предметные картинки.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

6. «Звукоград - II».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Выстроить «улицу» слова (ряд синих, красных, зеленых домов) в соответствии со следованием звуков слове, отражая характеристики звуков выбранным цветом дома. На дом, в котором «живёт» ударный гласный звук прикрепить трубу.

Материал: Фланелеграф, вырезанные из половины картонного листа красные и синие дома, на обратной стороне которых приклеены кусочки бархатной бумаги вместо «липучки»; труба – маленький прямоугольник из черного картона - крепится к дому с помощью вклеенной в неё скрепки.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

7. «Прочитай слова».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Сложить выделенные первые звуки слов, представленных предметными картинками, в обозначенном порядке в новое слово.

Материал: 20 карточек с «записанными» с помощью предметных картинок словами.

Данная игра прекрасно готовит детей к чтению. Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

8. «Составь слово».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: В выбранном коротком слове (3 – 4 звука) выделить звуки по порядку. Подобрать слова-картинки, начинающиеся с выделенных звуков. Выстроить предметные картинки в порядке следования звуков, выделенных ранее, на соответствующей схеме. Например, слово КОТ, на схеме из трех клеток выкладываются слова-картинки: кружечка, обруч, топор.

Материал: Два листа с тремя и четырьмя клеточками, с условным изображением модели количественного состава звуков слова. Предметные картинки небольшого размера.

Игру лучше проводить индивидуально или в парах.

9. «Назови братца».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Воспитатель называет согласный звук с проверочные словом (например, [б‘] - белка, [г] - гусь, а дети называют его пару по твердости-мягкости со своим проверочным словом. Впоследствии игра может проводиться без участия воспитателя.

Материал: Мяч.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

10. «Построй лесенку»

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: В слове из трех звуков выделяются звуки по порядку. Каждый из этих звуков становится основанием ступеньки, высота которой определяется порядковым номером звука в исходном слове (первый звук – первая ступенька – слово состоит из одного слога; второй звук – вторая ступенька – слово состоит из двух слогов и т. д.). Чтобы подняться на ступеньку, нужно придумать слово соответствующей длины, начинающееся с определенного звука.

Материал: Комплексная модель «Лесенка».

11. «Соберём веер».

Цель: Развитие фонетического слуха.

Задача: Подобрать слова определенной длины на определенный звук (начиная с самых коротких и до длинных). Качество первого звука всех слов задается цветовым изображением серединки веера (синий, зеленый, красный).

Материал: Комплексная модель «Веер».

12. «Звуковая мозаика».

Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.

Задача: Взять одну из четырех карт, выбрав таким образом порядковый номер звука в анализируемых словах: первый – 1; второй – 2; третий – 3; последний –?

Найти указанный по порядку звук в предложенных словах, определить его качество, и обозначить соответственно цветными фишками: красными, синими, зелеными. Фишки располагаются в порядке следования слов, образуя цветную мозаику.

Материал: 16 слов, представленных предметными картинками. 4 карты для выкладывания мозаики, обозначенных знаками 1, 2, 3, ?. Набор красных, синих и зеленых фишек (по 15 штук) для обозначения звуков соответствующего качества.

Игру лучше проводить индивидуально или в парах

Школьное обучение детей грамоте (т. е. обучение непосредственно чтению и письму) невозможно без высокого уровня развития фонетического слуха и сформированного умения фонетического анализа. Данные задачи легко решаются при использовании на занятиях выше описанных дидактических игр, что подтверждается накопленным опытом и диагностическими данными.

Список литературы:

1. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте: методическое пособие. – М. : Школьная Пресса, 2001.

2. Программа "Развитие" (Основные положения). – М. : Новая школа, 1994.

3. Педагогическая диагностика по программе "Развитие"/Дьяченко О. М. и др. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – С. 17-19, 45-48.

4. Педагогическая диагностика по программе "Развитие"/Дьяченко О. М. и др. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1997. – С. 18-20.

5. Лебедева С. А. Развитие игровой деятельности. Методические рекомендации. - Шуя. ШГПУ, 2002.

6. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. I часть. / Составитель Журова Р. А. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению грамоте «Светофор», «Засели домики» Дидактическая игра «Светофор» Цель: Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки. Оборудование:.

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковички». Дидактические игры к пособиюДидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковички». Дидактические игры к пособию Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Опубликовано: 3 января 2025 в 17:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Светлана (УИ 2231057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД