Назарова Светлана
Дидактические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время отмечается повышенный интерес родителей, педагогов и врачей к проблеме готовности детей к обучению в школе, к вопросам преемственности дошкольного и школьного образования, так как готовность ребёнка к школе является важным фактором, обеспечивающим успешность освоения школьной программы без ущерба для здоровья. Формирование навыков чтения и письма – первоочередная задача первого года обучения в школе. Подготовленность детей к обучению грамоте в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в начальный период обучения в школе. В то же время освоение грамоты – это фундамент для всего последующего обучения: неграмотный учащийся (не умеющий читать и писать) не может усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы.
Темочки:
Таким образом, начальный курс обучения грамоте является важным звеном в подготовке ребёнка к школе и создает базу для последующего обучения ребёнка письму и чтению. Во время занятий с детьми-дошкольниками целенаправленное внимание уделяется развитию фонематического слуха, речевого внимания, овладению звуковым анализом слова, пополнению и активизации словарного запаса, развитию связанной речи. Навыки, которые формируются у детей во время занятий, специфичны и не могут быть сформированы родителями самостоятельно без помощи педагога. Подготовка детей к обучению грамоте требует специальных знаний и систематической работы. Используемый в работе комплекс занятий по подготовке к обучению грамоте построен с учётом дошкольной дидактики и максимально насыщен игровыми приёмами и упражнениями, составляющими целостную систему.
Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, формирование необходимых навыков осуществляется с помощью специально разработанных дидактических игр. Система игр, помимо формирования специальных навыков, способствует развитию активной мыслительной деятельности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности, развивает произвольное внимание и произвольную память.
Собственно обучение грамоте начинается с 4-х лет (средняя группа детского сада). В средней группе закладываются основы овладения детьми грамоты. Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания, изучения и анализа. При этом смысловая её сторона отделяется от формальной, на которой и концентрируется внимание детей. В процессе целенаправленного обучения воспитывается фонематический слух, речевой внимание, дети овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Во время занятий в старшей группе происходит формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, пополнение и активизация словарного запаса, а также развитие и совершенствование связной речи.
Занятия по сути являются системой дидактических игр как предусмотренных программой «Развитие», так и созданных и апробированных в МАДОУ № 192. Разработанные нами дидактические игры, представленные ниже, целиком основаны на теории фонематического анализа слова, принадлежащей Д. Б. Эльконину, а также на основе современных педагогических и психологических исследований игры как ведущей деятельности ребёнка.
Средняя группа.
1. «Поющие пластинки».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Собрать на пластинку слова-карточки с соответствующим искомым гласным звуком («Песенкой пластинки»).
Материал: Шесть пластинок с картинками-подсказками («Песенками»):
1. «Шар» – [а];
2. «Слон» – [о];
3. «Жук» – [у];
4. «Гриб» – [и];
5. «Лев» – [э];
6. «Мыши» – [ы];
Предметные картинки небольшого формата (например, из «Речевого лото»).
Игра может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы.
2. «Поймай хвост».
Цель: Развития фонетического слуха.
Задача: Ребенку необходимо определить и назвать отдельно последний звук предъявленного слова-картинки.
Материал: любые предметные картинки, мяч.
Особое внимание обратить на правильность произношения согласных звуков (твердость – мягкость).
3. «Подбери пару».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Среди множества картинок найти парные, изображающие предметы, названия которых начинаются с согласных, парных по твердости-мягкости.
Материал: Для анализа детям предлагается не более 4 – 6 пар предметных картинок.
4. «Карлики – Великаны».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Определить качество звука, опираясь на особенности артикуляции и показать:
– «Великана» (встать на носочки, руки высоко поднять, звук растет и «тянется», поется и состоит из голоса (гласный звук);
– «Карлика» (присесть на корточки) – звук короткий, прерывистый, состоит из шума (согласный звук).
Материал: Игра проводится устно.
Игра может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы.
5. «Звукоград - I».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Выстроить улицу из домов красного и синего цвета в соответствии качеством звуков (гласные – красные, согласные – синие). Последовательность домов на улице определяется последовательностью звуков в слове.
Материал: Фланелеграф, вырезанные из половины картонного листа красные и синие дома, на обратной стороне которых приклеены кусочки бархатной бумаги вместо «липучки».
Игра может использоваться как для индивидуальной, так и для работы с подгруппой.
6. «Звуки дружат».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: В линеечку по порядку следования звуков в выбранном коротком слове выстраиваются дети-звуки. Перед тем как взяться за руки, каждый звук выбирает для себя шарфик по цвету, соответствующему его качеству: Карлики надевают синие шарфы, Великаны – красные.
Материал: Десять шарфов, по пять синего и красного цвета.
Эта игра проводится после того, как дети освоят игру «Карлики – Великаны».
7. «По кочкам, по кочкам».
Цель: Развитие умения слогоделения.
Задача: Построить или выбрать «дорожку», по длине соответствующую количеству слогов в предложенном или придуманном слове.
Материал: Набор «кочек» из цветного зелёного картона. Дорожки могут быть любой длины и состоять из 1, 2, 3 и т. д. кочек.
Игра имеет несколько вариантов:
1. Когда детям предлагается слово для анализа, или они сами его выбирают и составляют (и пропрыгивают) его слоговую схему,
2. Когда дети из трёх дорожек разной длины выбирают нужную для предложенного или придуманного слова,
3. Когда дети «проходят» все три дорожки (начиная с самой короткой или, наоборот, с самой длинной, соответственно подбирая, придумывая слова определенного слогового состава. Этот вариант начинает использоваться в конце учебного года средней группы.
8. «Соберём бусы».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Собрать бусины – звуки на нитки – проволочки в порядке следования звуков предложенного слова в соответствии с их качественной характеристикой (гласные – красные, согласные – синие бусинки).
Материал: На каждого ребёнка по три красные и три синие бусинки (в качестве бусинок могут служить деревянные косточки от старых счёт). Ниточки – проволочки, подносы.
Игра проводится после того, как дети освоят игры «Карлики-Великаны», «Звуки дружат».
Старшая группа.
1. «Собери ромашку».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Подобрать слова - лепестки к заданному (или выбранному ребенком) звуку-серединке. Ребенок располагает в серединку ромашки недлинное слово из 3 – 5 звуков, выбирает любой звук из этого слова и собирает слова - картинки, именно с этим звуком. Искомый звук может находиться в словах в любой позиции (начало слова, конец, середина).
Материал: Лист со схематически изображенной ромашкой. Предметные картинки небольшого размера.
Игру лучше проводить индивидуально, обращая особое внимание на различение твердых и мягких звуков, как важный показатель развития фонетического слуха.
2. «Собери цепочку».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Собрать «цепочку» из слов. Каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова, например: ковш – шапка – арбуз – сыр – ромашка…
Материал: Лист со схематически изображенной цепочкой. Предметные картинки небольшого размера.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
В начале учебного года игра проводится устно (в кругу с мячом).
3. «Собери кольцо»
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Собрать «кольцо» из пяти слов. Каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Последнее пятое слово должно заканчиваться таким звуком, на который начинается первое слово колечка.
Материал: Лист со схематичным изображением кольца, состоящего из пяти условных частей. Предметные картинки небольшого размера, например, из «Речевого лото». На первом этапе можно предложить специальные наборы карточек: 1) телефон, нож, шкаф, флаг, кровать (шар, носки); 2)арбуз, снегирь, редис, совок, кошка (слон,рак); 3)трамвай, якорь, редис, сковорода, аист (юбка,тигр) и др.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
4. «Найди дом».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Правильно определить и показать «дом» (красный, синий или зеленый) в соответствии с качеством названного воспитателем звука.
Материал: если игра проводится с подгруппой, то потребуются наборы фишек – домиков синего, красного и зеленого цветов на каждого ребенка. Подносы.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
5. «Звукоедик».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Дети произносят слово без звука, определенного позицией в слове: без первого, второго, последнего. Более сложный вариант: произнести слова без любого определенного звука, безотносительно к его местоположению в слове, например без [a], [к‘], [с].
Материал: Любые предметные картинки.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
6. «Звукоград - II».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Выстроить «улицу» слова (ряд синих, красных, зеленых домов) в соответствии со следованием звуков слове, отражая характеристики звуков выбранным цветом дома. На дом, в котором «живёт» ударный гласный звук прикрепить трубу.
Материал: Фланелеграф, вырезанные из половины картонного листа красные и синие дома, на обратной стороне которых приклеены кусочки бархатной бумаги вместо «липучки»; труба – маленький прямоугольник из черного картона - крепится к дому с помощью вклеенной в неё скрепки.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
7. «Прочитай слова».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Сложить выделенные первые звуки слов, представленных предметными картинками, в обозначенном порядке в новое слово.
Материал: 20 карточек с «записанными» с помощью предметных картинок словами.
Данная игра прекрасно готовит детей к чтению. Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
8. «Составь слово».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: В выбранном коротком слове (3 – 4 звука) выделить звуки по порядку. Подобрать слова-картинки, начинающиеся с выделенных звуков. Выстроить предметные картинки в порядке следования звуков, выделенных ранее, на соответствующей схеме. Например, слово КОТ, на схеме из трех клеток выкладываются слова-картинки: кружечка, обруч, топор.
Материал: Два листа с тремя и четырьмя клеточками, с условным изображением модели количественного состава звуков слова. Предметные картинки небольшого размера.
Игру лучше проводить индивидуально или в парах.
9. «Назови братца».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Воспитатель называет согласный звук с проверочные словом (например, [б‘] - белка, [г] - гусь, а дети называют его пару по твердости-мягкости со своим проверочным словом. Впоследствии игра может проводиться без участия воспитателя.
Материал: Мяч.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
10. «Построй лесенку»
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: В слове из трех звуков выделяются звуки по порядку. Каждый из этих звуков становится основанием ступеньки, высота которой определяется порядковым номером звука в исходном слове (первый звук – первая ступенька – слово состоит из одного слога; второй звук – вторая ступенька – слово состоит из двух слогов и т. д.). Чтобы подняться на ступеньку, нужно придумать слово соответствующей длины, начинающееся с определенного звука.
Материал: Комплексная модель «Лесенка».
11. «Соберём веер».
Цель: Развитие фонетического слуха.
Задача: Подобрать слова определенной длины на определенный звук (начиная с самых коротких и до длинных). Качество первого звука всех слов задается цветовым изображением серединки веера (синий, зеленый, красный).
Материал: Комплексная модель «Веер».
12. «Звуковая мозаика».
Цель: Развитие умения выполнять фонематический анализ.
Задача: Взять одну из четырех карт, выбрав таким образом порядковый номер звука в анализируемых словах: первый – 1; второй – 2; третий – 3; последний –?
Найти указанный по порядку звук в предложенных словах, определить его качество, и обозначить соответственно цветными фишками: красными, синими, зелеными. Фишки располагаются в порядке следования слов, образуя цветную мозаику.
Материал: 16 слов, представленных предметными картинками. 4 карты для выкладывания мозаики, обозначенных знаками 1, 2, 3, ?. Набор красных, синих и зеленых фишек (по 15 штук) для обозначения звуков соответствующего качества.
Игру лучше проводить индивидуально или в парах
Школьное обучение детей грамоте (т. е. обучение непосредственно чтению и письму) невозможно без высокого уровня развития фонетического слуха и сформированного умения фонетического анализа. Данные задачи легко решаются при использовании на занятиях выше описанных дидактических игр, что подтверждается накопленным опытом и диагностическими данными.
Список литературы:
1. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте: методическое пособие. – М. : Школьная Пресса, 2001.
2. Программа "Развитие" (Основные положения). – М. : Новая школа, 1994.
3. Педагогическая диагностика по программе "Развитие"/Дьяченко О. М. и др. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – С. 17-19, 45-48.
4. Педагогическая диагностика по программе "Развитие"/Дьяченко О. М. и др. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1997. – С. 18-20.
5. Лебедева С. А. Развитие игровой деятельности. Методические рекомендации. - Шуя. ШГПУ, 2002.
6. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. I часть. / Составитель Журова Р. А. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.