Анастасия Максина
Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАКСИНА А. Д. ,
Г. Соликамск,
Руководитель: Мазунина Н. М., ГБПОУ «ССПК»
Специальность: «Дошкольное образование»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Внимание и его развитие находит свое отражение во ФГОС ДО, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155, в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Внимание занимает огромное место в жизни каждого человека, оно способствует воспитанию и развитию детей. Внимание помогает познать этот мир, поэтому очень важно развивать его на протяжении всей жизни. Благодаря дидактическим играм, которые реализуются во всех пяти образовательных областях, это сделать гораздо доступней, так как дидактические игры для детей – это их основной вид деятельности.
Изучением значения внимания занимались такие ученые, как Алексей Александрович Ухтомский, Иван Петрович Павлов, Николай Николаевич Ланге и другие.
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других (из пособия «Основы общей психологии).
Изучением особенностей дидактических игр занимались : Евгения Ивановна Удальцова, Евгения Ильинична Радина, Александра Ивановна Сорокина.
Дидактическая игра – это такой вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и систем оценивания.
Все вышеперечисленное определило выбор темы впускной квалификационной работы «Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: как дидактические игры влияют на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: развитие внимания в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Цель впускной квалификационной работы: теоретическое изучение и практическое подтверждение влияния дидактической игры на процесс развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что дидактические игры будут влиять на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста при условиях :
• Обогащения предметно-пространственной среды в группе;
• систематического проведения специальных игр и упражнений с детьми;
• организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи впускной квалификационной работы:
1. Раскрыться особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте
2. Определить роль дидактической игры в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить методику организации дидактических игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста на базе МБОУ ООШ №12 СП «Детский сад»
5. Разработать перспективный план работ по использованию дидактических игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• Изучение литературы по теме исследования
• Обобщение изученного материала
• Проведение диагностики с детьми старшего дошкольного возраста
• Разработка перспективного плана работы по повышению уровня внимания детей старшего дошкольного возраста
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 (структурное подразделение «Детский сад») г. Кизел.
Практическая значимость исследования состоит в описании использования дидактических игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проблем развития внимания детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других.
Классификация видов внимания по Уильяму Джеймсу :
По объекту (чувственное и умственное); по аффективному сознанию (непосредственное и опосредованное); волевая сфера (произвольное и непроизвольное).
Дидактические игры – это разновидность обучающих игр с правилами, создаваемых взрослыми, в целях воспитания и обучения детей.
В дошкольной педагогике можно выделить три основных вида дидактических игр : словесные, настольно-печатне и игры с предметами.
Во второй главе представлены результаты исследования проблем влияния дидактической игры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика состоит из четырёх заданий «Чем отличаются картинки», «Что тут не дорисовано?», «Лабиринты», «Найди такую же картинку». Каждое задание оценивалось по баллам, которые по завершению диагностики показали уровень развития внимания у детей.
Результаты показали, что высокий уровень развития внимания имеют 12% - 2 детей, средний – 70% - 12 детей, низкий -18% - 3 ребенка.
Дети с низким и средним уровнем развития внимание затруднялись при выполнении заданий, направленных на переключения внимания, выявление наблюдательности и выявлении произвольного внимания детей.
На формирующем этапе исследования был разработан перспективный план работы по использованию дидактических игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, таких как: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Будь внимателен», «Волшебное слово», «Маленький жук», «Узнай по голосу», «Четыре стихии», «Кто летает?».
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ, педагогами дошкольного образования для дальнейшего повышения уровня развития детей старшего дошкольного возраста.