Алёна Кашицына
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливость и любознательность. "
В. А Сухомлинский.
Актуальность
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.
Публикация «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1. изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»;
2. внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;
3. обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня;
4. развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
5. формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;
6. формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации);
7. развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
8. развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала для центра познавательного развития.
- Дети:
- занятия по формированию элементарных математических представлений,
- дидактические игры на запоминание цифр;
- дидактические игры на соотношение цифры и количества предметов;
- дидактические игры на закрепление количественных представлений;
- дидактические игры на закрепление количественного и порядкового счета;
- дидактические игры на закрепление навыка сравнивания двух чисел;
- дидактические игры на закрепление состава числа.
Методы работы:
- словесные
-наглядные
- практические
-игровые
Принципы:
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;
- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;
-принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.
Этапы работы:
1 этап. Организационно-диагностический
Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей воспитанников.
2 этап. Теоретический
Цель:
- изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте;
- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);
3 этап. Обобщающий
Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования разнообразных дидактических игр.
Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр : на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.