Светлана Маркеева
Дидактическая игра в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Информационный материал
в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель высшей кв. категории
Федорцова С. А.
Арзамас, 2019 год
Дидактическая игра
Публикация «Дидактическая игра в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера.
Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.
В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции.
Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений.
Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи. Самой важной особенностью мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте является способность видеть относительность той или иной логической системы и избегать противоречий, связанных с относительностью системы отсчета. Конечно, поведение ребенка логично в любом возрасте, но логические противоречия возникают на стыке разновозрастных систем логики.
Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.
В книге «Психология» Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
П. Я. Гальперин в книге «Психология человека : от рождения до смерти» пишет, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, манипулированием предметами и т. д. И процесс формирования умственных действий имеет четыре этапа.
Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности в старшем дошкольном возрасте является развитие логического мышления.
Логическое мышление - умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
Логическое мышление - мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия - это значения употребляемых нами слов. Понятие - средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука - логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим.
Так же логическое мышление - это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях [14].
В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции : сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют.
Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений.
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция - вывод общего суждения из частных.
На основе всех операций и процессов изменяются образы, которыми ребенок старшего дошкольного возраста оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления.
Таким образом, логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному.
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим.
Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.
Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития.
Н. Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста :
Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно - действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.
Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно - действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.
По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность.
Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми.
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов развития логического мышления.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности.
Дидактическая игра - это специально создаваемая и приспособляемая для целей обучения игра.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем.
Дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает в практике воспитания детей все большее значение. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
Ко всем дидактическим играм применяются следующие требования
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие задачи, решение которой требует умственного усилия преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Для практики дошкольного воспитания очень важно развивающее воздействие дидактических игр : развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления и т. д.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях, которые составляют содержание игры.
Методические рекомендации по подбору дидактических игр на развитие логического мышления.
На начальном этапе целесообразно использовать игры:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать определённый объект.
6. Моделирование загадок с целью формирования умения выделять главные признаки, качества объекта.
7. Лжезагадки, лжезадачи, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.
«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?» - на развитие зрительной памяти.
2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что стучит?» - развитие слуховой памяти.
3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.
Большое внимание уделяется словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляется текст от имени какого-либо героя: Саша проснулся утром невесёлый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла на работу.
Вопросы: Почему Саша проснулся невесёлый? Какая на улице погода? Или
Осёл, поднимаясь в гору, встретил муравья и спросил его: «Высокая ли трава на горе?» -«Да, на горе трава высокая и густая, как лес» -ответил муравей. Поднявшись на гору, осёл не смог ущипнуть ни одной травинки. Тогда осё л подумал: «Почему муравей меня обманул?»
Вопросы: Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле? Почему муравей сказал, что трава на горе густая и высокая, как лес?
Такие упражнения развивают у детей абстрактно-логическое мышление в степени понимания явного и скрытого смысла рассказа, а так же способность воспроизвести его в определённой последовательности с необходимыми подробностями, а самое главное, учат детей рассуждать, доказывать.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Большое место в развитии логического мышления занимают игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления. Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы.
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления. Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала предлагают детям послушать небольшой текст: «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный…» Мама спросила: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?»
Вопрос: Как ты думаешь, что ответил Серёжа?
Дети высказывают свои предположения на основе слухового восприятия, а потом проводят опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждают или опровергают свои выводы.
Во время прогулок целесообразно устанавливать с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как: Что было бы, если бы? Верно, ли сказано: «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» воспитатель озадачивает ребё нка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления : старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-4
2. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М. : Академия, 2000 - 304 с.
3. Е. Бортникова. Чудо - обучайка: Математика, моторика, логика - Екатеринбург. Литур, 2009. - 48 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь/ Под. общ. ред. Б. М. Бим - Бэд - М. : Академия, 2002. - 306 с.
5. Л. А. Венгер, В. С. Мухина. Психология : Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ // - М. : Просвещение, 1988. - 336 с.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 304 с.
7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. - 297 с.
8. О. Н. Земцова. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет - М. : Махаон, 2007. - 18 с.
9. Детская психология : / / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. - Минск: Изд-во Университетское, 1988. - 398 с.
10. А. Г. Маслаков. Общая психология. - СПб. : Питер, 2001. - 518 с.
11. Д. В. Менджерицкая. Воспитание о детской игре. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. -2005 - № 8 - 48-52 с.
13. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей : Питер, 1962. - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
14. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1997. - 95 с.
15. М. Султанова. Весёлые домашние задания для детей. - М. : Хатбер-М, 2005. - 20 с.