Светлана Кованова
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного воспитания, у детей должны быть сформированы предпосылки для универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, доставлять им удовольствие и приносить удовлетворение. Поэтому важно развивать познавательный интерес дошкольников.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В этом помогают дидактические игры помогают сделать учебный материал привлекательным и создать приятную рабочую атмосферу. Дети, вовлеченные в игру, не осознают, что они учатся, хотя время от времени сталкиваются с заданиями, требующими размышлений.
Исходя из этого, я выбрала тему самообразования "Дидактические игры как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста". Цель самообразовательной деятельности была поставлена как "Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры".
Задачи
-Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной теме. Дать определения понятиям" дидактическая игра", "познавательная деятельность", "активизация познавательной деятельности";
-ознакомиться с педагогическим опытом использования дидактических игр для организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
-посмотреть на практике использование дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста
-создание библиотеки карточек с дидактическими играми.
Актуальность темы: для детей игра — это жизнь. Игра- один из самых сложных и важных видов деятельности в жизни детей. Мама, играй — это, пожалуй, самые важные слова, которые когда-либо слышал любой родитель. Действительно, дети не могут жить без игры.
Качества личности ребенка формируются в активной деятельности. Прежде всего, доминирующая в каждом возрасте деятельность определяет качество интересов ребенка, его отношение к действительности и взаимоотношения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой доминирующей деятельностью является игра. Однако детская игра — это не просто развлечение. Для дошкольников игра — это средство познания окружающего мира. Через игру они узнают о цветах, формах, свойствах материалов, пространственных отношениях, жизни растений и животных. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности и поэтому способствует решению психолого-педагогических задач.
Свою работу я начала с изучения литературы по методике преподавания по данной теме. Были изучены следующие пособия
-Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольноговозраста.
-БондаренкоА. К. ,Развивающиеигры.
-ГубановаН. Ф. ,Развитие игровойдеятельности.
-ШвайкоГ. С., Игры и игровые практики для развития речи.
-Стародубцева И. В., ЗавьяловаТ. П., Игровая деятельность для развития памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников.
-Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Проанализировав изученную литературу и понаблюдав за детьми, мы пришли к выводу, что дети испытывают следующие трудности:
-постановка наводящих вопросов.
-систематизировать и обобщать темы и явления;
-анализировать и логически обосновывать свои взгляды;
-захватывать и выделять основные моменты явлений или тем.
Использование дидактических игр позволяет достичь следующего
Активизировать познавательные процессы и избирательно ориентировать личность ребенка на реальные предметы и явления окружающего мира
Систематического закрепления и развития познавательных интересов, которые являются основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности
Развитие у ребенка таких спонтанных качеств, как целеустремленность, настойчивость и желание доводить начатое дело до конца;
Развитие связной речи;
Обогащение нравственных и эстетических чувств детей.
Я преподаю в соответствии с общепедагогическими принципами. Разрабатываю занятия поэтапно в соответствии с возрастом детей. При подборе игр учитываю особенности психологического развития ребенка и его интерес к различным играм. Использую сюрпризные моменты в словесных играх. Включаю героев, которым нужна помощь, и героев с разными атрибутами.
Дидактические игры используются в виде "семейных игр" на занятиях, совместной деятельности, индивидуальных занятий и занятий с родителями. Игры, используемые на занятиях, подбираются с учетом особенностей обучения детей.
На занятиях по математике выбираются игры с математическим содержанием, которые требуют работы мозга,
-головоломки
-шуточные игры
- веселые игры-задачи и т. д.
На занятиях по развитию речи можно использовать дидактические игры, развивающие способность исследовать предметы и явления, рассуждать и угадывать.
На занятиях, знакомящих детей с окружающим миром, игры используются для закрепления знаний о сезонных явлениях, растениях и животных, развития любознательности и наблюдательности.
В зависимости от возраста детей игры включают в себя задавание вопросов, моделирование поведения, высказывания, напоминание правил, обращение к опыту исследование за игрой в качестве ведущего. В играх с детьми важно стараться использовать приятные проблемные ситуации, которые стимулируют интерес к игре, вызывают энтузиазм и психическое напряжение и требуют решения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала в группе тематическую развивающую среду -специальное учебное пространство с набором познавательных игр, учитывая условия безопасности, эстетики, наглядности и доступности.
Свое исследование я проводила по трем направлениям:
- Создание позитивной развивающей среды в группе;
-Работа с детьми.
-Работа с родителями.
1 направление.
С сентября 2022 года по май 2022 года я создавала игровые материалы:
Развитие мыслительных навыков: "Угадай форму", "Собираем снеговиков", "Осенние листья", "Геометрическое лото", "Четвертый лишний".
Развитие внимания : "Накрываем на стол", "Смайлики", "Находим одинаковые перчатки", "Что где растет".
Развитие сенсорики и памяти : "Найди отличия", "Сопоставление картинок", "Что за сезон", "Кто что ест".
Развитие речи : "Вершки и корешки", "Хороший сок", "Кто живет в этом доме?"
Развитие творческого воображения: "Волшебные превращения", "Театр сказок", "Веселые портреты".
Многофункциональный материал для развития восприятия, памяти, внимания и логического мышления: "Волшебный круг".
2 направление
Обучение детей основывается на следующих направлениях познавательного развития
1. развитие мышления
2. развитие внимания
3. развитие восприятия и памяти
4. развитие языка
5. развитие творческого воображения.
Учебная программа построена поэтапно в соответствии с возрастом детей. При подборе игр учитываются особенности психологического развития детей и их интерес к различным играм. При создании языковых игр также используются моменты неожиданности, например, помощь героя или различные атрибуты. Дидактические игры так же включены в образовательные, групповые и индивидуальные занятия.
Многофункциональные пособия:11 пар кругов, вырезанных из картона (а также других материалов, досок и дисков, разделенных на зоны 4, 6 и
8. Разместите картинки, различные конструкции и рисунки в каждой зоне.
Игра на соответствие :
"Чей хвост кому принадлежит", "Кто где живет", "Что где растет». Соответствие форм", "Соответствие цветов", "Мамочка и малыш", "Давай, полетим или поплывем", "Угадай, чей листик", "Сезонная одежда".
Смайлики
Разложите перед детьми игральные карты. Поместите символ смайлика в левый верхний угол. Дети определяют все предметы, которые нужно отсортировать, и ставят на них символ смайлика. Выбрав нужный предмет, они называют остальные предметы и определяют, к какой группе они относятся.
"Осенние листья".
-Ветер разметал листья. Попробуйте собрать их вместе. Вместе с ребенком склейте листья пополам, чтобы получился круг.
Кто что съест?
Поищите подходящие варежки.
Накрывайте на стол.
Но я забыл чашки.
Давай, дружок, помоги мне".
Давайте найдем чашки и блюдца.
Что где растет?
Посадить овощи на грядках, а фрукты на деревьях. Различать фрукты и овощи. Использовать модели признаков (цвет, форма, размер, вкус) для описания характеристик овощей и фруктов.
«Животные, которые живут в Теремочке».
Вариант 2: Определив животное, которое "живет" в "Теремочке", ребенок составляет описательный рассказ об этом животном по предложенному плану:
1) Кто это животное;
2)Как оно выглядит;
3)Что оно ест;
4)Назови убежище;
5)Назови ребенка;
6)Полезно ли оно для людей? (Домашние животные).
Волшебные изменения
Направления:
Работа с родителями
Я активно привлекаю родителей к своей работе. Я организую встречи с родителями, на которых они знакомятся с новыми играми и играют в них, а также обсуждают те, в которые уже играли.
В октябре я провела консультацию на тему "Роль дидактических игр в познавательном развитии".
В феврале была организована выставка "Понимание дидактических игр".
Последним мероприятием стало родительское собрание "Игры родителей и детей".
Системный подход дал положительные результаты. Вопросы, заданные родителям, показали, что дети увеличили словарный запас, расширили кругозор, повысили уровень знаний, стали более самостоятельными и активными, проявили больший интерес к познавательной литературе, задавали больше вопросов, начали творчески мыслить, активизировались мыслительные способности.
Перспективы на следующий год
1. Продолжать деятельность по теме "Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактических игр".
2. Продолжать разрабатывать новые игры и игровые упражнения, связанные с темой.
3. Изучить новую литературу по методике
4. Подготовить картотеку дидактических игр для родителей.