Светлана Сидорова
Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2022
Восприятие мира ребёнком на третьем году жизни идет через чувства и ощущения, они легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствие манипулируют различными предметами.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребёнка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.
В младшей возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, изучать свойства воды и снега, песка, магнита, воздуха, и т. д.
Материалы и оборудование: магнитная доска, иллюстрации опытов, ёмкости с водой, заготовки кувшинок из бумаги, стаканы, пищевая плёнка, картинки насекомых, виноград, минеральная вода, спички или зубочистки, мандарины.
2 часть Практическая.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку «Алиса в стране чудес».
Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг. И Алиса отправилась в путешествие в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша лепестки закручены к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Вывод: воздух легче воды и имеет силу.
Алиса отправилась дальше по тропинке, и вдруг она заметила красивых насекомых. Ей захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения)
Опыт №3.
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: вода работает как линза, середина которой толще, чем края. Такая линза преломляя свет, увеличивает предмет.
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи, и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 4
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Вывод: Причина этого явления в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Алиса решила идти дальше. Тут она почувствовала, что голодна и решила подкрепиться мандаринами.
Опыт 5.
Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает!
Вывод: В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Начинало темнеть, да и устала Алиса. Пора возвращаться домой. Ей хотелось поскорее рассказать маме об увиденных чудесах вокруг.
Наша сказка подошла к концу.