Наталья Катаева
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для ГМО воспитателей
Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника»
Выполнила:
воспитатель
Катаева Н. С.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. В соответствии с ФГОС, акцент, в дошкольном образования перенесен, с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе.
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит. д.
Цель: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Познавательно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи :
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);
формировать у детей элементарные географические представления;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
продолжать знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т. д.);
со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.
продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Считается, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
Объекты неживой природы для обследования
вода, свойства воды,
воздух и его свойства,
твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,
свет: отражение света, источники света,
цвет: что такое радуга, смешение цветов,
звук,
магнетизм: магнит и его свойства,
увеличительное стекло.
Структура детского экспериментирования
1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание
(что нужно сделать для решения проблемы);
2. Выдвижение гипотез
(поиск возможных путей решения);
3. Проверка гипотез
(сбор данных, реализация в действиях);
4. Анализ полученного результата
(подтвердилось – не подтвердилось);
5. Формулирование выводов.
Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности :
• Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
• Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность
действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские, удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
1. Проводилось четыре эксперимента.
2. Эксперимент №1 «Лимон надувает воздушный шар».
Для этого эксперимента «понадобиться: 1 ч. л. пищевой соды, сок одного лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовые ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
3. Эксперимент №2 «Зубная паста для слона»
Понадобятся: пластиковая бутылка, поднос, 1 ч. л. сухих дрожжей, 100 мл. 6%-ной перекиси водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, 2 ст. л. теплой воды, воронка.
Поставьте бутылку на поднос.
Залейте в неё перекись водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя.
Отдельно в чашке тщательно перемешайте воду и дрожжи (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку.
Почти сразу из неё активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряет реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и зубная паста нагреются – во время реакции выделяется тепло.
4. Эксперимент №3 «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
А теперь опустите разноцветные лотосы в воду, налитую в таз или ванночку.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
5. Эксперимент №4 «Подводная лотка из винограда»
Понадобится стакан свежей газированной воды (или лимонад) и виноград.
В стакан наливаем газированную воду и бросаем в неё винградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Спасибо за внимание!